+7(812) 380-25-19

Александр Петров:«Санкт-Петербург — энциклопедия архитектуры»

Четверг, Июнь 5, 2014

Знакомьтесь, уважаемые читатели: Александр Глебович Петров, заслуженный художник России, с сентября 2013 года — главный художник Санкт-Петербурга. По словам историка Сергея Лебедева, именно в Ленинграде в 1967 году впервые появилась должность главного художника. С 1968 по 2009 годы этот пост занимали яркие интересные специалисты: архитекторы, живописцы, дизайнеры, художники-монументалисты. В 2009 году должность главного художника города была упразднена и вновь появилась в списке чиновников Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга решением Олега Васильевича Рыбина, назначенного весной 2013 года Председателем КГА и главным архитектором Санкт-Петербурга.

— Александр Глебович, что для вас город, в первую очередь: пространство, люди, природа, архитектура?

— И первое, и второе, и третье и еще много-много факторов. Кроме этого, для меня сейчас город — это большое хозяйство, за которым нужно постоянно присматривать, содержать в должном порядке, с учётом его постоянного развития, роста. Сюда, в Комитет по градостроительству и архитектуре каждый день приходит масса посетителей, со своими проектами, предложениями, просьбами и чаяниями, касающимися облика нашего города, его внешнего вида и внутреннего содержания. И для меня важно, чтобы они получали здесь чёткие и аргументированные ответы на свои вопросы, чтобы ни у кого не возникало сомнений в легитимности и законности принятых нами решений.

— Означает ли возвращение в город должности главного художника новые требования по формированию городской среды?

— Я бы не сказал, что это новые требования, скорее усовершенствование старых. Процесс формирования городской среды — процесс не- прерывный. Мои предшественники работали просто в другое время и в других условиях, в том числе технологических. Сейчас мы должны приспособиться к новым требованиям, усовершенствовать систему оценки существующего положения и принятия решений, которая будет работать. Это не ситуационная, а системная работа.

— Процесс урбанизации — это данность, тесно связанная с техногенным развитием городского организма. Остановить невозможно, но вполне вероятно направить в нужное русло. Какое?

— Любой город, и конечно Петербург, в первую очередь должен предоставлять комфортные условия для всех. Любой дисбаланс будет приводить к конфликтам и неудобствам. Здесь всем должно быть удобно — и жителям, и гостям. По вашему мнению, чего ждёт от вас город, его жители и муниципальная власть? Совпадают ли эти ожидания? Я думаю, что все ждут от меня большой красной кнопки с надписью «Сделать красиво». Это как результат. А вот способов, которыми этого «красиво» можно достичь — великое множество, и я сейчас даже не смогу вам все их все перечислить. Часть проблем возникает внезапно, и они падают, как снег на голову, а другие, их множество — ежедневны, повсеместны. Безусловно, требуется постоянный контроль. Этим нужно заниматься непрерывно, отслеживать, отсматривать, принимать решения и отдавать поручения тем людям, которые могут что-то исправить.

— Приступая к новой должности, каждый человек, тем более, чиновник такого ранга, намечает себе программу-минимум и программу-максимум. Можете ли поделиться своим планом действий?

— У меня есть перечень первоочередных мероприятий, которые я бы хотел внедрить. Во-первых, это создание электронного реестра, в котором каждый человек может посмотреть, законно или незаконно размещена та или иная вывеска, перекрашен фасад здания, это же касается и ландшафтных решений. В таком реестре может быть реализовано очень много возможностей — от подачи заявки до отслеживания срока, в течение которого данная вывеска занимает свое место законно. Это всё вполне решаемо, перед нашими IT-специалистами такая задача уже поставлена, и они приступили к её реализации. Пока это касается только вывесок. А вот ещё один «больной» вопрос, который пока только предстоит решить. (А. Петров достает с полки папку, в которой собраны фотографии фасадов исторических зданий на Невском, Литейном, Московском проспектах, испещрённые многочисленными отверстиями от бывших рекламных конструкций.)

У нас законом не установлена ответственность хозяина вывески за сохранение фасада. Каким образом он крепит её к стене дома, как сверлит фасад штукатурный, кирпичный, гранитный, на какую глубину, кто и как после прекращения существования данной вывески должен привести в порядок стену?.. Во многих европейских столицах существуют очень жёсткие ограничения на подобные действия, считаю необходимым использовать их опыт в данном вопросе. Возвращаясь к первоочередным мероприятиям: хочу организовать удалённую он-лайн регистрацию на приём специалистами нашего ведомства. Далее — создать оперативный механизм реагирования на незаконную «самодеятельность». Сейчас проектируют и изготавливают информационные конструкции все, кому не лень, зачастую это люди, весьма далёкие и от дизайна, и от архитектуры, и от петербургского стиля. Приходится очень долго объяснять, что созданное ими — некрасиво, безвкусно и не может быть размещено на улице, тем более на памятнике архитектуры. «Логика» варварская: чем больше — тем лучше. Чем ярче и аляповатее, тем, считается, активнее привлекает внимание. А ведь это не так.

У меня есть регламенты по размещению вывесок для многих европейских городов. Там чёткие правила. Например, в Вене и Риме корпорации «Макдональдс» не разрешили использовать пластмассовые буквы М и красный цвет. Хотите работать в нашем городе? Придерживайтесь наших правил. Самые строгие требования на этот счет в Дублине. А у нас не редки случаи, когда приносят на утверждение вывеску на стену дома, где размер букв в человеческий рост. Это никуда не годится.

— Назовите, пожалуйста, самое любимое место в Санкт-Петербурге и скажите, хотели бы вы увидеть его без изменений через много лет?

Да, есть такое место, это угол Мойки и Невского, в районе голландской церкви. Я там родился, там вырос, учился. Это место родное. Кафе Вольфа и Беранже, в котором тогда находился магазин художественных принадлежностей. Там продавались чудесные колонковые кисти, а на крыше была единственная в те времена неоновая реклама на Невском, она гласила, что улицу надо переходить только на зелёный свет. Школа 210, на стене которой надпись «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Футбол на Дворцовой площади. Физкультура в Александровском саду. Самостоятельные походы в Эрмитаж лет с восьми или девяти. Это место — энциклопедия архитектуры, внутри которой я и жил. Разглядывал это каждый день: лепнину, арки, решётки, детали. Да, это место должно остаться таким же навсегда. Надеюсь, так и будет.

Беседовала Наталья Быстрова.

Благодарим Александра Петрова за предоставленные иллюстрации.

Urban Magazine №2 (03)