+7(812) 380-25-19
В 2008 году именно ОАО «Метрострой» пригласили продолжить работы по освоению подземного пространства будущей второй сцены Мариинского театра. Такой выбор нашел понимание и у специалистов, и у всех горожан, радеющих за сохранность исторического центра. Этот большой и профессиональный коллектив не однажды доказывал способность качественно и быстро решать самые сложные задачи. К тому же, весь предшествующий опыт проведения работ нулевого цикла на театральной стройплощадке склонял проектировщиков именно к технологиям, которые широко используются в практике метростроения. В дальнейшем субподряд по освоению подземного пространства ГАМТ-2 был доверен СМУ-11 «Метрострой». Причем и этот выбор был далеко не случайным: вот уже скоро 40 лет предприятие ведет горнопроходческие и горнокапитальные работы в Северной столице. За этот немалый срок оно участвовало в строительстве всех пяти линий Ленинградского метрополитена, ликвидации размыва и сооружении коллектора-дублера на пл. Мужества, возведении ряда объектов КЗС и других важнейших городских проектах.
Задача перед метростроителями поставлена непростая, если учитывать географическую близость объекта к старой жилой застройке, историческому ансамблю первой Мариинки и Крюкову каналу, а также особую сложность питерской геологии и необходимость уложиться в минимальные сроки. Проектная глубина котлована второй сцены — около 12 м. Геотехники отлично знают, что в районе такой отметки наши грунты весьма непредсказуемы, неустойчивы и влагонасыщены и укрепить их традиционными методами невозможно. Кроме того, следовало вырыть котлован большой площади −150×80м — исключив какие-либо подвижки грунтов и обеспечив внутри него сооружение трехъярусной конструкции со сложной ячеистой структурой. Там, согласно проекту, будут расположены паркинг, часть рабочих помещений со сценическим оборудованием и прочие вспомогательные службы театра.
Главный инженер ЗАО «СМУ-11 Метрострой» Алексей Валентинович Уханов:
— Нас пригласили на эту стройку во многом благодаря тем позитивным отзывам, которые сопровождают деятельность коллектива на всем ее протяжении. В числе таких авторитетных мнений убедительно прозвучала позиция, высказанная сопредседателем Научно-технического совета по строительству второй сцены А.И. Вахмистровым. Вице-губернатор считал, что коллективу во главе с Почетным гражданином Санкт-Петербурга В.Н. Александровым эта работа по силам. Да и заказчик хорошо знал, что воплощение таких проектов для Метростроя не является проблемой: подобный котлован станет в нашей работе не каким-то экспериментальным, а вполне стандартным объектом — не сложнее и не проще, чем целый ряд других. Хотя все это ничуть не умаляет ответственности задачи, которая была возложена на СМУ-11 в рамках строительства нового здания ГАМТ, в сравнении, например, с подземным вестибюлем станции «Спортивная». Как в том, так и в другом случае понадобились свои проектные «ноу-хау», а также имеется определенная подрядная специфика. Так, для Мариинского театра специалисты института «Ленметрогипротранс» в сотрудничестве с главным инженером ОАО «Метрострой» А.Ю. Старковым предложили принципиально новую концепцию по безаварийной разработке подземной части объекта, которую мы и реализуем в настоящий момент.
Важная технологическая особенность проекта состоит в том, что выработка горных пород здесь ведется из-под плиты, так называемым «закрытым способом», не раз применявшимся при строительстве станций метрополитена. В этом случае благодаря специальной технике и механизмам (конвейерам, малым экскаваторам, в том числе и электрическим) горные работы ведутся под землей, а выработанный грунт подается на поверхность через шахты. Для этого в распор с внешним ограждением создается железобетонный диск, который опирается на временные сваи, разработка же грунта осуществляется из-под него через небольшие технологические окна. Причем, как утверждают специалисты, с точки зрения геотехники этот грунт очень тяжелый, худший из всех, какими представлены районы Петербурга.
А. Уханов:
— Более распространенный метод, когда «лишний» грунт просто перегружается экскаватором в автомобиль, на такой площадке просто неприемлем. Целесообразность применения закрытого способа устройства котлована диктовалась, прежде всего, необходимостью обезопасить окружающую жилую застройку, прилегающий к объекту канал и его мосты. На объекте используется еще одна прогрессивная технология, предполагающая одновременное освоение заглубленных пространств в двух направлениях — вверх и вниз. Она особенно актуальна для Питера, когда в сжатые сроки, в границах густозаселенного участка необходимо сделать подготовку для строительства того же пешеходного перехода. Все работы при этом выполняются поэтапно, в своеобразном шахматном порядке.
Ограждающая конструкция подземной части котлована (стена в грунте) выполнялась по технологии струйной цементации. Этот известный способ применяется на многих объектах. Нами он был использован при работе на стволе № 4 коллектора-дублера на пл. Мужества, а также на строительстве наклонного хода станции метро «Звенигородская», который был построен в замороженном массиве грунтобетона, созданного методом струйной цементации. Это позволило снизить (в десятки раз!) осадку дневной поверхности после оттаивания грунтов. Впервые в мире вентиляционные вертикальные стволы для метрополитена глубиной до 40 метров выполнены методом «стена в грунте» с использованием гидравлического грейфера с возможностью разворота ковшей на 180 градусов.
Основная же сложность заключается, как это ни удивительно, в самой простой строительной операции. Здесь имеется в виду подземная разработка с проветриванием, искусственным освещением, созданием подъездных путей, канализации при строгом соблюдении всех нормативов, по которым мы работаем в условиях строящегося метрополитена. Это касается, в частности, вопросов безопасности труда, что сопряжено с комплексом дополнительных работ и не прибавляет скорости в реализации проекта. Тот, в свою очередь, должен выполняться только в определенной технологической последовательности и в соответствии с утвержденным графиком.
Конечно, техническая составляющая очень важна, однако главную роль в продвижении любой проектной разработки всегда будет играть человек.