+7(812) 380-25-19

Петербургская консерватория: некоторые секреты предстоящей реставрации

Понедельник, Август 25, 2014

В начале августа по городу распространилась весть, что конкурс на производство работ по реконструкции здания старейшей российской консерватории со значительным реставрационным элементом выиграли москвичи. На сей раз воплощением проектных решений нашего питерского КБ ВиПС займется столичная компания «Стройфасад».

Когда под чутким покровительством авто¬ров этой разработки, мы принялись вникать в ее нюансы, подрядный тендер был только-только объявлен. Зато со стадией «Р» применительно к объектам так называемой «реставрационной зоны» они на тот момент успели окончательно разобраться, получив полное одобрение госэкспертизы.

Предварительно, кстати, сценарий будущей встречи и круг ее участников обсуждался с техдиректором ОАО «КБ ВиПС» Кшиштофом Поморски. Между делом тот заметил: «Разработка научно-проектной документации по реставрации и реконструкции объектов культурного наследия изначально рассматривалась у нас как одно из приоритетных направлений специализации. В работе, причем это нормальная практика, бывает сразу несколько таких объектов, к тому же они могут располагаться в разных регионах. Как-то уже привычно складывается, что каждый из них, некогда сыграв особо примечательную роль в истории страны, сохранив за собой важную нишу и в ее современном культурном пространстве. Морской собор в Кронштадте, здания Адмиралтейства и БДТ, недавняя тема Никольского собора Зарайского кремля...! Очередное пополнение этого списка проектами по консерватории или, например, по старейшему в России стационарному цирку на Фонтанке — продолжением ряда предыдущих событий».

Андрей Мартюшев, ведущий архитектор- реставратор:
Немалая часть коллектива нашей мастерской представлена выходцами из института «Спецпроектреставрация», то есть далеко не новичками в своем деле. Имея за плечами десятки возвращенных к жизни памятников, мы можем достаточно непредвзято судить о каждом новом предмете реставрации, а значит, заранее предвидеть сложные моменты, с которыми мастера столкнутся на месте, и многие из таких проблем предвосхитить еще на первичных этапах подготовки документации. В контексте полученного задания на проектирование комплекс исходных условий с самого начала был предельно понятным, включая всегда непростой: вопрос соотношения реставрационной и общестроительной составляющих. По мере углубления наших исследований и объект стал одну за другой приоткрывать свои сокровенные тайны. Их здесь накопилось превеликое множество — сказывались как особенности рождения самого этого здания в Петербурге, так и периодически возникавшая потом необходимость заново приспосабливать его пространства к меняющимся условиям эксплуатации, очередным веяниям архитектурной моды и т.д.

История строительства Императорской консерватории, которое было затеяно на «пепелище» Большого, или Каменного, театра, до пожара — главного в столице, а после — обычного антрепризного, восходит к 1891-му году. Архитектор Владимир Николя, сохранив фундамент и часть прежних ограждающих конструкций, фактически создал здесь совершенно новый образ. Всем этим дело не закончилось: спустя неполные двадцать лет после открытия первого в России музыкального вуза зодчий Траугот Бардт кардинально изменил весь фасад и многие интерьеры его обители.

Впоследствии, уже в советские годы, перепланировки и переделки в духе новых требований к образовательно-репетиционному процессу и концертно-зрелищной деятельности Ленинградской ордена Ленина консерватории (иногда, впрочем, вполне искусные) на долю памятника выпадали не однажды. Тяжкими разрушениями обернулась для него Великая Отечественная война. Хоть здание и было восстановлено, благодаря чему жизнь там опять забила ключом, позднейшие его реставрации и реконструкции носили фрагментарный, обычно эпизодический характер. Рано или поздно знаменитый вопрос из Жванецкого «Может, в консерватории что-то поправить?», заданный, правда, совсем по другому поводу, зазвучал в Петербурге далеко не риторически. В 2012 г. сотрудники ОАО «КБ ВиПС» приступили к историко-культурным исследованиям объекта, которые вскоре плавно перетекли в стадию «Проект». Объемы и глубина итогов этой работы впечатляют: тома иконографических подборок и подробных описаний памятника, отчетов о натурных обследованиях и замерах, кипы ватманов с ручными прорисовками и гигабайты компьютерной графики. Вообще говоря, у нас в городе умеют готовить масштабные реставрации, но в этом конкретном случае уровень изученности объекта и оптимизации проектных выкладок вне конкуренции даже по строгим питерским меркам.

Елена Каткова, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской ОАО «КБ ВиПС»:
В компании, где мы сегодня имеем возможность и честь трудиться, той богатой практике, что была приобретена в НИИ «Спецпроектреставрация», нашлось действительно полезное применение. К счастью, участь исчезнуть «в никуда» здесь не грозит ни одной из наших с коллегами наработок. Так складывается, когда перед проектировщиком ставятся реальные и, по большей части, профессионально сложные задачи. Если знаешь, что твои труды и поиски не пройдут даром, а обязательно увенчаются осязаемым результатом, вдвойне интересно отдаваться любимому делу. Оно, можете поверить, является таковым для каждого в нашей мастерской, независимо от возраста и должности, наличия или отсутствия прошлых достижений и наград. Охранно-реставрационные разделы в проекте капитального ремонта консерватории тоже стали такой работой. Сейчас еще рано рапортовать о ее успешном завершении и устраиваться почивать на лаврах. Предстоит вести авторский надзор, уточняя по ходу дела некоторые ранее неизвестные вещи — многое о фактическом состоянии «пациента» в нашем деле становится известно только после «вскрытия». Юмор слегка специфический, но всем, кто работает в этой области, понятный.

Ольга Новичкова, главный архитектор-реставратор проекта:
В идеале степень нынешнего реставрационного вмешательства должна была стать несколько более существенной, но в этом отношении мы вправе, разве что, высказывать собственные мысли вслух. Почти всегда приходится ограничивать авторские аппетиты жесткими рамками бюджета. С другой стороны, следует осознавать, что всеобъемлющая реставрация объектов с подобной функцией, не говоря уж об их консервации, невозможна в принципе. Там с течением лет складывается свой особый жизненный распорядок, который можно легко нарушить даже с позиций ««чистого историзма». Поэтому-то в здании мы реставрируем лишь наиболее ценное — фасады, со всей их роскошной отделкой в лепке, металле и пр., частично приводим к первоначальному виду интерьеры, воссоздаем в прежних объемах и убранстве располагавшуюся внутри здания церковь Благовещения Божией Матери, возвращаем исходную планировку пространствам Нотной библиотеки. Такие элементы исторического правдоподобия уж точно пойдут лишь на пользу гармоничному профессиональному образованию людей искусства и вновь будут радовать тех, кто привык бывать здесь как слушатель и зритель.

Кшиштоф Поморски, технический директор ОАО «КБ ВиПС»:
Наша компания лицензирована к проектной деятельности в области реставрации и реконструкции памятников и всемерно его развивает. Осуществляется это с опорой на недюжинный опыт корифеев данного направления, которых удалось у себя собрать, и на творческий потенциал молодых сотрудников. Масштабы проектирования позволяют в полной мере реализовать и то, и другое. Архитектурно-реставрационная мастерская эффективно работает в КБ ВиПС уже не первый год. Есть у нас также своя группа обследований фундаментов и конструкций, а недавно создана еще и исследовательская лаборатория. С появлением такого подразделения заметно расширились возможности анализа и диагностики строительных материалов, как исторических, так и современных. Это послужит хорошим подспорьем для максимально точного определения технологических рекомендаций и схем по реставрации и консервации объекта, подбора научно-обоснованных методик производства работ.

Журнал «Ардис» №2 (57)