+7(812) 380-25-19
Мариинка держит интригу. До открытия новой сцены театра осталось чуть больше двух недель. На официальном сайте даже появилась таблица отсчета времени. Архитектурное новшество петербуржцы приняли с разными чувствами — кто-то категорически протестует против современного здания в историческом центре, а кто-то — предвкушает, как в новом и, как обещают, акустически выверенном зале зазвучит вечная музыка. Рассказывают «Новости культуры».
Из бежевого юрского мрамора (камень устойчив к агрессивному петербургскому климату), семь этажей надземных, три подземных, но почему этот театр будет таким уникальным — Петербург гадал, как только с нового здания убрали леса. То, что с улицы было похоже на огромную желтую лампу, внутри оказалось едва ли не крупнейшим в Европе собранием оникса – в фойе стена из него в четыре тысячи квадратных метров.
«Задача наша в фойе необычна — это театр открытый для общества: все фойе должно просматриваться с улицы и вечером особенно, а ночи в Санкт-Петербурге длинные – люди, которые перемещаются по улице, должны видеть, что внутри праздник», – говорит технический директор компании генерального проектировщика Второй сцены Государственного академического Мариинского театра Кшиштоф Поморски.
Из самого фойе расходятся несколько лестниц и одна — необычная. Кажется, хрупкая, на нее сначала даже страшно вставать. Ступеньки прозрачные, из стекла. Но, пройдя по ней, понимаешь, что лестница стабильна и очень легко выполнена.
Но главное — то, о чем мечтают все крупные театры — это пространство по ту сторону занавеса. Каким будет он сам — еще пока под секретом, эти кадры за сценой вообще снимаются впервые. Сцена в Мариинке-2 не одна, их целых три: основная, арьерсцена и репетиционная.
Три сцены — почти как футбольное поле. Их можно объединить в одну, использовать по отдельности. Когда на основной сцене идет даже самый сценографически сложный спектакль, на репетиционной может идти такая же масштабная подготовка. В монтажной зоне в это же время можно собирать декорации для другого спектакля. Ни артисты, ни монтировщики о присутствии друг друга на соседних площадках и не догадаются. Услышать, что происходит за звукопоглощающими перегородками невозможно.
Каждая сцена — под тысячу квадратных метров, на таких пространствах можно ставить не то, что спектакли — почти что 3D. Уже известно — на новую сцену перенесут грандиозное «Кольцо Нибелунга». Мариинский — единственный театр в России, который поставил эту тетралогию Вагнера. Роскошь, но и испытание – «Валькирия», например, идет почти шесть часов, большие антракты необходимы, чтобы сменить масштабные декорации. В Мариинке-2 время сократится, благодаря устройствам, с помощью которых по сцене можно перемещать декорации. Это специальные передвижные фуры.
«Огромный коллектив строителей, архитекторов, проектировщиков (и, конечно, все шло с нашим активным участием) задумывал и реализовывал этот проект как проект XXI века, — отмечает Валерий Гергиев. — Сегодня ни в одной театральной мировой столице, будь то Лондон, или Париж, или Нью-Йорк, вряд ли будут существовать возможности, превосходящие возможности этой сцены».
Мягкие декорации выезжают на подъемниках, жесткие поднимают контейнеры – под сценой огромные автоматизированные склады. Пол основной сцены – черный, покрытый особой матовой краской, не дающей бликов. Эластичный, удобный для танцоров, и прямой — на исторической сцене Мариинки он под наклоном в 4 градуса.
«Чисто профессионально могу сказать, что привыкать к прямому полу гораздо проще, чем привыкать к покату, — отмечает и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев. — Поэтому приглашенные артисты, которые приезжают в составе зарубежных трупп работать и исполнять спектакли на сцене Мариинского театра, привыкают с большим трудом к покату с прямого пола, а нам не так сложно будет привыкнуть».
Мариинка-2 учла все лучшее от недавно построенных или реконструированных театров мира – и должна стать той, уникальной частью концертно- театрального квартала на петербургской Театральной площади.