+7(812) 380-25-19

Плывун, превращенный в камень

Четверг, Январь 1, 2009

ООО «Космос СПб» на освоении подземных пространств новой сцены Мариинского театра

Практически в каждом из материалов этой специальной рубрики рефреном про­водится мысль, что заниматься строительством «Мариинки-2», не прибегнув к ин­новационным методам освоения подземного пространства, не представлялось воз­можным. В один прекрасный момент это стало очевидно всем, а главное, тем, от кого зависело, «быть или не быть» в Петербурге второй сцене знаменитого на весь мир театра. Повторимся и мы, представляя очередного участника реализации данного проекта — компанию «Космос СПб». Как выяснилось, имеется не один резонный по­вод рассказать об этом предприятии. Во-первых, на начальном этапе «Космосу» как субподрядной организации довелось решать ряд технологически, инженерно и орга­низационно сложных задач. Во-вторых, как раз в мае его коллектив отметил 10-летие работы в Санкт-Петербурге. Поздравляем!

Встречи с руководством и специалистами ООО «Космос СПб» лишний раз убедили: только полное представление о конкретной градострои­тельной ситуации, знание гидрогеологической обстановки на участке, а также всех прочих специфических нюансов позволяет добиться успеха в воплощении таких проектов, как «Мариинский». Рассчитывать на позитивный результат, руководствуясь некими иными подходами, было бы по меньшей мере неосмотрительно. Приступив к своей части подряда, в компании прекрасней­шим образом осознавали, что без такого рода работ, то есть мероприятий по стабилизации грунта вокруг и внутри котлована будущего зда­ния, продолжение строительства ГАМТ-2 невоз­можно. Только за счет этого можно было исклю­чить возможные просадки поверхности как под будущим надземным объемом, так и под всем его ближайшим окружением. А это и старое здание Мариинского театра, и соседняя жилая застройка, и ограждения набережной Крюкова канала — все сплошь объекты хоть и разной, но вместе с тем очевидной историко-культурной ценности.

Строить в непосредственном примыкании к памятникам (прямо посреди четко очерченной охранной зоны!), да еще глубоко под землей — по определению проблематично. Этим, вероятно, и объясняется предельная взыскательность за­казчика и генподрядчика, проявленная к подбо­ру непосредственных исполнителей. Одним из них стал «Космос СПб» — компания, которой по­ручили выполнить на «Мариинке-2» устройство распорной грунтоцементной плиты между от­метками −12,0 и −14,0 м внутри самого котлована и возведение стены в грунте за шпунтовым ограж­дением котлована на глубину 18 м. Сооружаемая по технологии jet grouting, она армировалась металлическими элементами в виде двутавровых балок. Именно эти конструкции позволили пре­дельно минимизировать горизонтальные и вер­тикальные смещения грунта как в зоне производ­ства работ, так и за ее пределами. И это, заметьте, в той части города и на таком углублении, где мно­гим прежним попыткам проникнуть в подземное пространство всегда противостояла наша особая геология. С тиксотропными грунтами-плывунами работать до крайности сложно, но, оказывается, все-таки можно, если прибегнуть к комплексному применению определенного набора новейших технологий, помноженному на знания петербург­ских условий, плюс скорректированному с учетом собственных разработок и прежней строительной практики. Вооружившись всем перечисленным, даже такую капризную структуру сумели превра­тить в камень, близкий по прочностным показате­лям к бетону!

Здесь закономерен вопрос, почему было ре­шено прибегнуть к помощи компании, больше проявившей себя в сфере транспортного строи­тельства. Ответ достаточно прост: к моменту при­глашения на Мариинку в активе ООО «Космос СПб» имелось немало серьезных реализаций, где именно подземная, «нулевая» часть стройки была до предела сложной. До недавних пор основным объектом компании считалась Кольцевая доро­га автотранспортного обхода Санкт-Петербурга. В рамках этого большого проекта компания, в частности, занималась прокладкой десяти­километрового участка между развязками на про­спектах Шафировском и Культуры. Здесь, кстати, укрепление грунта под основанием дорожной одежды производилось путем установки поряд­ка 300 км грунтоцементных свай. Примененная в данном случае технология позволила на поря­док, а то и больше, снизить так называемую «трещиноватость» дороги в сравнении с пока­зателями, который достигнут на других отрезках магистрали, где воспользовались традиционными методами. Такое ноу-хау «Космоса», как выяс­няется, явилось необходимым условием, чтобы достичь желаемого результата на этом протяжен­ном участке КАД, открывшемся вот уже три года назад. Все те же тиксотропные, сильнообводнен- ные грунты не давали возможности строить на нем как-то по-другому. Дополнительным преи­муществом, которое констатируют специалисты, здесь является существенный рост устойчивости дорожного покрытия, безремонтного периода эксплуатации, и, соответственно, снижение рас­ходов на содержание, капитальный и текущий ремонты.

Не станем забывать, что эта петербургская строительная фирма является территориальным подразделением известного на всю страну НПО «Космос». За полтора десятилетия присутствия на отечественном строительном рынке под уме­лым руководством президента объединения Почетного строителя и заслуженного инженера России А.В. Чернякова оно превратилось в круп­ный концерн, где занято в общей сложности бо­лее 7 тыс. человек. В его составе функционируют научно-исследовательские лаборатории, опытно- промышленные производства, химические пред­приятия, строительные подразделения и филиа­лы, расположенные в различных регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Замечание тем более важное, что для тех работ, которые вел «Космос СПб» на подземной площадке новой сцены ГАМТ, вместе с его петербургским опытом потребовалось и привлечение определенных технологических новаций, которые разработаны и удачно апробированы в холдинге — к приме­ру, особая комплексная добавка для струйной цементации.

Такая система, налаженная в НПО «Космос», как правило, неоценимо помогает при ре­шении весьма сложных строительных задач. Возвращаясь к объектам в составе КАЯ нельзя не упомянуть о сооружении Муринского тоннеля, или Муринской развязки в районе Девяткино. Работы здесь велись закрытым подземным способом с применением «джет граутинг» (jet grouting) и устройством защитного экрана из труб. Учтите, что проходка осуществлялась под тремя железнодорожными путями — Парнасской регулярного движения поездов. Взяв за основу упомянутые технологии, строи­тели сумели достаточно быстро разработать котлован и уйти при этом от использования шпунта. Фактически были сделаны армирован­ные стенки в грунте и основание под тонне­лем, что дало возможность не устраивать здесь опорные элементы из свай и по факту улучшило устойчивость сооружения и его эксплуатацион­ные характеристики.

В дирекции ООО «Космос СПб» отмечают, что нынешнюю команду предприятия отличают стабильность и профессионализм. Эти качества особенно незаменимы в тех условиях, когда экономика в целом и, в частности, ее подрядно- строительный сектор подвержены многим кри­зисным бедам. Кадровая основа предприятия за последние 6-7 лет не претерпевала сколько- нибудь существенных изменений. Скажем боль­ше, все это время штат рос как количественно, так и по качественным параметрам. Сегодня, говоря о петербургском «Космосе», мы имеем полное право подразумевать коллектив достой­но обученных рабочих и высококвалифициро­ванных инженерно-технических специалистов. В его арсенале присутствует суммарный опыт проведения работ едва ли не по всему строи­тельному спектру, включая их специальные виды: микротоннелирование, монолитный желе­зобетон, монтаж металлоконструкций и пр. Люди здесь знают, как нужно общаться с самой совре­менной и сложной техникой — итальянской, не­мецкой. Это и горнопроходческие комбайны, и буровые установки, и бетононасосы, и совер­шенно новые бетоноукладочные конвейеры. Что касается технологических усо­вершенствований, то они в ком­пании понимаются как необхо­димое условие качественного выполнения подрядной задачи, причем обязательно в тот срок, который обозначен в проект­ной документации и определен заказчиком. Такой принцип свято соблюдался на площад­ках Кольцевой автомагистрали, строительстве новых монолитно- железобетонных плит взлетно- посадочных и рулевых полос аэропорта «Пулково», действует он и при сооружении подзем­ных объемов нового театраль­ного здания ГАМТ.

Есть и другая особенность в подходах «Космоса», которая дополнительно свидетельствует в пользу про­фессионализма его сотрудников. Даже следуя букве проекта, здесь считают своим долгом по­мочь разработчикам, смежникам, заказчикам в принятии оперативных решений непосред­ственно по ходу строительства. Приоритет от­дается таким вариантам выполнения работ, которые окажутся более эффективными в пла­не темпов, качества, помогут оптимизировать расходную часть сметы. С учетом этого вполне могут происходить определенные тактические корректировки, касающиеся не только техноло­гических приемов, материалов, но также части конструктивных и планировочных разделов ис­ходной рабочей документации. Все это есте­ственно: строительство — процесс творческий. К мнению специалистов компании обычно при­слушиваются, вот и на второй сцене заказчик, Северо-Западная дирекция, с интересом рас­сматривает те их предложения, которые мог­ли бы заметно повлиять на сроки завершения всей стройки. Одна из таких инициатив, на­пример, касается параллельного производства работ в верхнем и подземном объемах нового театрального комплекса. Пока все обсуждается в формате дискуссий на НТКС, однако не исклю­чено, что в скором будущем это будет оформле­но в виде официального решения.

Кризис, не скрывают в компании, в не­которой мере коснулся и ее. По счастью, к строительству ГАМТ-2 это отношения не име­ет — объект, пожалуй, уже и не федерального, а мирового значения. Число работающих здесь сотрудников «Космос СПб» даже несколько увеличилось за последнее время. Более того, реализуя на этой площадке свой технический и кадровый потенциал, предприятие сумело вы­йти на принципиально новый для себя и города качественный уровень устройства монолитных конструкций. Укладывая бетонную смесь, кото­рая произведена на двух его собственных заво­дах в Петербурге, оно применяет современные опалубки. Высокие характеристики материала «Космоса», равно как и высокое качество работ, выполняемых силами его подразделений, отме­чается и заказчиком, и другими подрядными ор­ганизациями, которые задействованы на объек­те. Настроение у людей боевое, не страдают они и в отношении зарплаты, и в социальных вопро­сах. Чтобы обеспечить такое отношение к делу, в компании стремятся к экономии расхода ма­териальных ресурсов, более рачительному от­ношению к материалам, эксплуатации техники. В нынешней экономической ситуации, не самой простой, исключительно таким образом удается поддерживать достойную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Журнал «Ардис» №1 (41)