+7(812) 380-25-19

Стадион на Крестовском построят в 2015 году

Вторник, Декабрь 25, 2012

Это заявляет руководитель проекта строительства «Зенит-Арены» Карен Мдиванян. Два месяца назад в системе управления строительством петербургского футбольного 68-тысячника произошла новация: в штатном расписании появилась должность руководителя проекта, которую занял бывший первый вице-президент корпорации «Олимпстрой» Карен Мдиванян. Спецкор «НВ» встретился с руководителем, который произвел впечатление спокойного и уверенного в себе топ-менеджера.

— Карен Эдуардович, вы пришли из «Олимпстроя»?

— Да, в Сочи я выполнял функции заказчика, в том числе на строительстве Центрального стадиона игр. Я уволился из «Олимпстроя» по собственному желанию и вернулся в систему подрядчика на стадион.

— А в Сочи доходили ли до вас скандалы, связанные с долгостроем на Крестовском острове и его непомерной ценой?

— Доходила разная информация. Кто-то обвинял в случившемся подрядчиков, кто-то заказчика. Обвинить строителей — проще всего. Но в случае необходимости мы, строители, всегда сможем доказать свою позицию в любом суде. Из-за многочисленных перепроектирований «Трансстрой» был вынужден ломать и демонтировать часть конструкций. Нам и сейчас не избежать переделок, так как качество рабочей документации, которую подготовил институт «Моспроект-4», оставляет желать лучшего.

— Когда вы познакомились с проектом петербургского стадиона?

— В начале октября 2012 года. Мне хватило двух месяцев, чтобы полностью войти в курс дела.

— Какие претензии у вас к компании, которая два года занималась перепроектированием «Зенит-Арены»?

Официально у нас не могло быть претензий, так как у «Трансстроя» попросту не было контракта с «Моспроектом-4». Большие вопросы к качеству документации возникали у заказчика — комитета по строительству администрации Петербурга, который непрерывным потоком направлял их исполнителю. Руководитель процесса перепроектирования Дмитрий Буш, получив рекламации, постоянно исправлял ошибки, а процесс строительства в это время был фактически заморожен. Несмотря на то что все технические разделы проекта получили положительное решение Главгосэкспертизы ещё в мае 2012 года, на данный момент треть рабочей документации (РД) ещё не подготовлена с надлежащей детальной проработкой. Кроме того, некачественно выполнены уже переданные 25 процентов РД. Ситуацию сегодня спасает то, что функции генпроектировщика недавно перешли к нам. И «Трансстрой», как генподрядчик и генпроектировщик футбольного стадиона, решил больше не привлекать к процессу «Моспроект-4», его контракт с заказчиком закончился в мае 2012 года. К работе над РД сегодня привлечена петербургская группа компаний КБ «ВиПС» («Высотные и подземные сооружения»).

— Почему выбрана именно эта организация?

ВиПС хорошо знает проект стадиона и обладает серьёзным опытом проектирования. А для детальной проработки сложнейшей раздвижной крыши мы оставили на объекте компанию «Гипростроймост». Качеством работ этого партнёра мы очень довольны.

— Вы жалуетесь на плохое качество технических разделов проекта, который прошел Главгосэкспертизу. Означает ли это, что на объекте начнётся очередная ломка?

— Ломать мы больше ничего не будем. Есть нарекания не к качеству проектного решения, а именно к качеству исполнения рабочей документации. Это разные вещи. Объясню. У нас на руках есть стадия «Проект», которую подготовил «Моспроект-4» и прошёл с ней государственную экспертизу. После её выполнения должна разрабатываться рабочая документация, в которой детально выполнены даже мельчайшие узлы. И вот именно эту работу команда Буша не сделала в полном объёме или сделала некачественно. Исправлять ситуацию будут проектировщики ВиПС, которые начали выдавать строителям рабочую документацию целыми листами.

— Почему же прозрение у заказчика, отказавшегося от услуг фирмы, которая выиграла конкурс на перепроектирование «Зенит-Арены», наступило так поздно?

— Я не собираюсь делать никаких оценок и искать виноватых. Все вопросы нужно адресовать тем, кто в 2006 году, не имея на руках стадию «Проект», подписал контракт с первым генподрядчиком. Общемировая практика такова, что заказчик ставит визу «в производство работ» только после одобрения технических и финансовых аспектов проекта Главгосэкспертизой.

— Когда построите стадион на Крестовском?

— Сегодня обозначен 2015 год. Сводный сметный расчёт должен выйти из Главгосэкспертизы в конце 2012 года. Если эксперты дадут отрицательную оценку, то повторно в ГГЭ, устранив претензии, можно будет зайти не ранее чем через два месяца. И тогда сроки могут измениться. По сегодняшним оценкам стационарная часть кровли будет смонтирована в мае 2014 года. Следующие полтора года уйдут на монтаж раздвижной части кровли, инженерных сетей и отделочные работы.

— Тормозит ли сегодня фронт работ отсутствие сметы, которая вот уже три месяца изучается в Главгосэкспертизе?

— Пока нет. До апреля 2013 года мы планируем финансировать строительство из собственных оборотных средств: к такому компромиссу мы пришли в процессе переговоров с комитетом по строительству. Сегодня мы ведём строительно-монтажные работы по тем участкам, которые переделываться уже не будут. Это в основном устройство железобетонных конструкций. Когда я пришёл на объект в начале октября, там трудились около 300 человек. А сейчас там работает почти тысяча. Ежемесячный прирост численности рабочих составляет 50 процентов. На стройку вернулся трудовой энтузиазм, как только заказчик продлил с «Трансстроем» договор и делегировал ему функцию проектировщика. Оперативность работ на объекте заметно повысилась. Вопрос, который раньше решался неделями, сегодня решается в течение суток. Проектировщики ВИПС приносят лист рабочей документации, заказчик смотрит его прямо на стройплощадке и подписывает «в производство работ».

— Осенью ходили слухи, что заказчик может поменять подрядчика. Если бы это произошло, успела бы новая компания построить арену к чемпионату мира?

— Возможно, но смета стадиона была бы гораздо дороже. Ведь условному новому генподрядчику понадобилось бы время, чтобы развернуть механизмы, мобилизоваться на объекте. Напомню, что из-за хронических проблем и простоев двух последних лет, а также из-за закупки по требованию заказчика никому не нужного сейчас металла «Трансстрой» несёт убытки свыше 1 миллиарда рублей. За 4 года работы генподрядчиком на петербургском стадионе город заплатил нам 8,5 миллиарда рублей, а мы потратили за это время 9,5 миллиарда на строительство и материалы! Содержание штаба и объекта, простой башенных кранов и механизмов — всё это оплачиваем мы. Во время двухлетнего простоя техника не вывозилась, а ждала решений. А депутаты, артисты, общественные деятели — люди, далёкие от строительной отрасли, — все рассуждают о строительстве стадиона, не понимая и не вникая в ситуацию, не зная ничего о проекте. Оказывается, в нашей стране все не только знают, как нужно играть в футбол, но также знают, как нужно строить футбольный стадион.

— Над запредельной ценой стадиона не издевается только ленивый. Что ответите недоброжелателям?

— Пусть депутаты и другие критики приедут на стройплощадку и вникнут в суть проекта, я готов ответить на все вопросы. Вот депутаты ухмыляются, что стадион на Крестовском будет вторым по дороговизне в мире после «Уэмбли», — это неправда. Петербургский стадион по сложности, многофункциональности и вместимости можно сравнить разве что со стадионом в Монреале, предназначенным для американского футбола и проведения концертов. Он обошёлся инвестору в 1 миллиард 400 миллионов долларов. Замечу, что на монреальской арене нет выкатного поля, сумасшедших петербургских ветровых и снеговых нагрузок, а также болотистого грунта. Учёт затрат, которые ставят в укор арене на Крестовском, на крупных зарубежных стадионах и в России заметно отличается. На Западе в смету входят только проект и общестроительные работы, а в России в расходах учитывают даже служебный транспорт и затраты на телефонные переговоры, не говоря уже о причале в проекте строительства стадиона на Крестовском. Ещё одно лукавство — в Европе стоимость объекта объявляют без налога VAT — аналога нашего НДС. А это «экономит» чуть ли не 20 процентов стоимости. Так что многие сравнения стоимости «Зенит-Арены» с зарубежными аналогами некорректны.

— Но ведь шум вокруг её непомерной цены подняла и Счётная палата, председатель которой публично заявил о воровстве бюджетных средств...

— Я такого заявления не слышал. Сейчас заканчивается проверка Счётной палатой нашей стройплощадки. «Трансстрой» предоставил все документы о том, что компания потратилась на объекте на миллиард рублей больше, чем получила от заказчика. О каких обвинениях в наш адрес может идти речь?

— Но ведь 5 миллиардов в своё время зарыл в фундамент первый генподрядчик — «Авант»...

—Я отвечаю только за свои расходы. Согласованная с заказчиком цена работы «Трансстроя» на данный момент составляет 22,5 миллиарда рублей, восемь с половиной из которых получены. Мы отвечаем только за свою работу...

Газета «Невское время»