+7(812) 777-03-77

Пермский театр оперы и балета получит интеллектуальное здание XXI века

Вторник, Март 20, 2012

19 марта для коллектива Пермского театра оперы и балета, а также для представителей прессы прошла презентация проекта реконструкции театра, автор которого — конструкторское бюро David Chipperfield Architects.

Сказать, что вопрос строительства нового здания театра — наболевший, ничего не сказать. С момента последней реконструкции оперного прошло более полувека, и, несмотря на многочисленные попытки, провести новую никак не удавалось. К тому же ни для кого не секрет: театр — цельный и постоянно развивающийся организм. И от того, насколько точно все будет спроектировано и тщательно воплощено, зависит его дальнейшая судьба: коллективу в нем «жить», работать и главное — заниматься творчеством. Соли этой ситуации добавляет довольно скандальная история, связанная с недавним открытием новой сцены Большого театра (с потерянными ручками, скользкими полами, низкими потолками, странной акустикой и проч.).

Поэтому понятны и такая осторожность со стороны администрации театра, и такое внимание со стороны президента Медведева. Проектировщики и архитекторы, в свою очередь, постарались максимально открыто и прозрачно показать присутствующим, что ждет пермский театр в ближайшем будущем. И сделать предстоит немало.

Прежде чем будет начато строительство нового здания, спиной к спине прилегающего к старому, на 18 метров вглубь будет укреплен фундамент. Это позволит, во-первых, работать театру практически в прежнем режиме (до ноября 2015 года; на 2016-й запланирована реставрация старого здания). «Первоначально считалось, что у нас вообще не получится безболезненно соединить оба здания, — замечает директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалев. — Планировалось нас переселить на полтора-два года в совершенно другое здание, но от этого предложения мы отказались».

Во-вторых, осуществить главное условие реконструкции — создать функциональное здание, отвечающее современным европейским стандартам, но с адаптацией к российским требованиям. В первую очередь пожарной безопасности, с которой у театра давние проблемы. И предоставить каждому сотруднику «гибкие» условия для работы.

Таким образом, площадь театра увеличится с имеющихся сейчас 8 тысяч квадратных метров до 39 тысяч. Как отметил Кшиштоф Поморски, технический директор ОАО «КБ ВиПС» (генерального проектировщика Мариинки-2, реконструкции Большого театра и реставрации БДТ), пермский театр станет третьим по величине в России. Но при этом возникнет не бетонная громада, а красивое, пусть и лишенное декора, здание, гармонично дополняющее прежнее.

В новом здании появятся два зрительных зала: небольшой камерный, который можно будет использовать и для репетиций, — и на 1100 мест. Последний будет носить имя Дягилева, в старом же здании (около 1000 мест) — Чайковского. Дягилевский зал будет выполнен в традиционной русской форме подковы, сцена — оснащена всеми чудесами машинерии. Технический директор Kunkel Consulting GmbH Хорст Кункель рассказал о четырех двухуровневых площадках, благодаря которым можно будет параллельно работать с декорациями. Предполагается, что для обслуживания такой сложной системы (с платформами, фурами и проч.) сотрудники театра пройдут обучение и, возможно, стажировку.

Однако для худрука Пермского оперного Теодора Курентзиса более принципиальный вопрос — акустика. Над пожеланиями маэстро, как в силе звучания, так и шумоизоляции, сейчас работает компания Mueller-BBM. По словам господина Кюммеля, хорошим звуком будет обеспечен каждый зритель. Независимо от того, будет ли он находиться в партере или на одном из трех балконных ярусов. Анатолий Пичкалев при этом добавил, что сейчас прорабатывается акустическое решение для одновременной работы двух залов таким образом, чтобы «на одной сцене играли The Rolling Stones, а на другой — девушка шепотом читала сказку про белого бычка, и они бы друг другу не мешали».

Предусмотрены разработчиками и репетиционные залы для хора и оркестра. Причем оркестр будет репетировать буквально под землей — в цокольном этаже. Но с отличной системой кондиционирования и вентиляции воздуха. В проекте заложена и возможность репетиций музыкальных секций, например, отдельно для скрипачей.

Для подготовки балетных спектаклей будет построено три зала. При этом проектировщики учли печальный опыт Большого. Так, артисты пермского театра вполне свободно смогут репетировать и сложные поддержки, и прыжки — высота основного репетиционного зала будет около 6 метров, а площадь — 300 квадратных метров. Причем для удобства работы сразу нескольких пар танцовщиков в нем можно будет использовать две переносные ширмы. Позаботились специалисты и о пространстве для разогрева перед выступлениями. Главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, кроме этого, заинтересовал и вопрос освещения: «Прекрасно, что запроектировано много окон. Но предусмотрите на них жалюзи, чтобы можно было закрыть зал от прямых солнечных лучей».

Убежденные в том, что театр должен быть и максимально комфортным местом, проектировщики внесли в планировку, например, создание собственной театральной столовой. Центральная система кондиционирования (с учетом уральских климатических условий) теперь не позволит зрителю замерзнуть в 30-градусные морозы и «задохнуться» в 30-градусную жару. Будет создана и собственная энергетическая подстанция мощностью 6 мегаватт.

Что касается производственных цехов, то, скорее всего, они будут переведены в помещение на улице Саранской. Даже реконструированное здание не будет обладать такими площадными возможностями, как, например, необъятные Опера Бастиль или Театро Реал. Непосредственно в (новом) здании театра останутся костюмерные, гримерные, часть пошивочных цехов, а также бутафория и реквизит. Что станет со складскими помещениями, пока не ясно. Понятно, что с увеличением количества зрителей (около 2000 — при одновременной работе двух площадок) возникнет проблема с парковкой у театра. Несмотря на то что в Европе крупные театры располагаются в центре города и зрители приезжают на спектакль на такси, в Перми решили не вводить такую традицию. Вероятно, площадь перед старым зданием «вскроют» и построят двухуровневую подземную парковку — по принципу гипермаркета «Семья». При этом не забудут о восстановлении ландшафтно-парковой зоны: будут посажены ценные породы деревьев.

Помимо всего изложенного, планировочное решение нового здания Пермского оперного предполагает множество и других нюансов. И понятно, что проект грандиозного масштаба требует доработки (в конце 2012 года его должна утвердить госэкспертиза) и немалых средств. На данный момент в бюджете края на строительство и оснащение театра предусмотрено 1,88 млрд рублей. На возведение новой сцены также будут выделены федеральные средства — около 3,5 млрд рублей. Итоговые цифры неофициально пока сводятся к 6 млрд рублей.

Prm.ru

.