+7(812) 380-25-19

Подземное строительство: актуальность, проблемы, перспективы

Четверг, Декабрь 30, 2010

Подземная урбанизация интенсивно развивается во всем мире. Однако в отличие от зарубежных стран, где для обеспечения устойчивого равновесия и комфортного проживания в мегапо­лисе доля подземных сооружений составляет 20-25% от общей площади вводимых объектов, в России и странах ближнего зару­бежья эта цифра не достигает и 10% даже в столицах. По каким причинам подземное строительство, имея огромное значение для нормального функционирования городской среды, не полу­чает должного развития? Эту проблему мы обсуждаем с про­ектировщиками и строителями из стран ближнего зарубежья и разных регионов России.

Владимир ЛЮБАРОВ
Начальник инженерно-транспортного отдела ГП КО «Облстройпроект» г. Новокузнецк (Россия)

Константин ОДИШВИЛИ
Генеральный директор ООО «КОНЕКС», к.т.н. Лауреат государственной премии по науке и технике Грузии Заслуженный строитель Грузии, г. Тбилиси (Грузия)

Сергей САПРЫКИН
Член правления Национального технологического института
Член правления SIA «Minbut Bait», г. Рига (Латвия)

Геннадий КОТЛОВ
Главный инженер ОАО «Уралгражданпроект», г. Екатеринбург (Россия)

Николай КОРОЛЕВСКИЙ
ГИП мастерской № 5 ОАО Моспроект 1, г. Москва (Россия)

Сергей СТАРЦЕВ
Генеральный директор НПФ «Биоспейс Строй», Старший преподаватель ГОУ СПбГПУ, г. Санкт-Петербург (Россия)

Кшиштоф ПОМОРСКИ
Технический директор ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» Группы компаний ВИПС, г. Санкт-Петербург (Россия)

Валентин ЗУЕВ
Главный конструктор мастерской № 10 Моспроекта № 4, г. Москва (Россия)

Александр ГАРМАШ
Заведующий лабораторией гидроизоляционных работ НИИ строительного производства Минрегионстрой Украины, г. Киев (Украина)

Адакрас ШЕСТАКАУСКАС, Президент ассоциации строителей Литвы, г. Вильнюс (Литва)

НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО? ВСЕМ ЛИ ГОРОДАМ ЭТО НЕОБХОДИМО?

Константин Одишвили
Подземное строительство сопровождает процесс раз­вития больших городов. Без подземных сооружений в виде метро, коллекторов, переходов, дорожных развязок, гаражей и помещений разного назначения современные города не­возможно представить. Интенсивность освоения подзем­ного пространства зависит от многих факторов, одним из решающих является характер ландшафта и геолого- гидро- геологических условий территории города. Необходимость подземного строительства для каждого конкретного города обуславливается реальной потребностью в нем, а не во­люнтаристическими решениями властных структур разного уровня, что так часто наблюдается там, где сохраняется мен­талитет прошлого.

Кшиштоф Поморски
Развивать подземное строительство нужно, это повы­шает степень использования строительного участка, позво­ляет разместить в подземной части здания технологическое и логистическое оборудование, склады. Развитая подземная инфраструктура повышает комфорт перемещения в условиях сурового климата, например, как в Торонто, где под землёй объединены подъезды к домам, офисным зданиям, торговым центрам, паркингам и станциям метрополитена.

Подземное строительство необходимо развивать в больших городах, где высока стоимость земли и существует плотная застройка. В городах с невысокой стоимостью зем­ли строительство подземных сооружений нецелесообразно, поскольку это дорого, и такое сооружение, скорее всего, не окупится, если только мы не говорим об одном подземном этаже, который необходим для размещения инженерной ин­фраструктуры любого современного здания. Также не следу­ет «углубляться» там, где сложная геология, высокий уровень подземных вод и в прибрежных территориях. Для примера приведу один из наших объектов — «Морские башни» Санкт-Петербурга. Комплекс строится на берегу Невы вообще без заглубления, на плите.

Сергей Старцев
Вот именно, развивать его нужно там, где геологиче­ские условия это позволяют. В исторической части Санкт-Петербурга подземное строительство неглубокого заложения (паркинги, углубления подвалов и т.п.) уже многократно при­водило к серьёзным проблемам, в том числе и в близлежа­щих домах. В то же время в Москве уже успешно функцио­нирует большое число подземных паркингов и транспортных развязок. Поэтому, если геология позволяет, можно и нужно использовать подземное пространство, но в исторической ча­сти Санкт-Петербурга — это преступление.

Сергей Сапрыкин
Нужны подземные тоннели под реками, трассы под горо­дами, подземные стоянки, так как наземные и места много занимают, и портят исторический облик городов. Много ва­риантов есть и в промышленном строительстве подземных объектов.

Адакрас Шестакаускас
Да, наземные парковки — слишком большая роскошь. В крупных городах стоимость земли под строительство в 50-100 раз превышает стоимость самого строительства. Поэтому и не­обходимо осваивать подземное пространство. Но, разумеется, это касается только тех мегаполисов, где имеется густая за­стройка и ощущается явная нехватка машино-мест.

Владимир Любаров
В первую очередь, развивать нужно подземное транс­портное строительство. При постоянно увеличивающемся количестве автотранспорта назрела необходимость строить развязки в разных уровнях и, в том числе, подземные транс­портные и пешеходные тоннели, а также путепроводы, мосты и коллекторы.

Как пример: на привокзальной площади Новокузнецка уже в настоящее время необходимо разделить транспортное и пешеходное движение, для чего предполагается пешеходов «опустить» под землю, а транспорт оставить на поверхности.

Геннадий Котлов
Потребность в подземном строительстве с годами все увеличивается. Уже сейчас Екатеринбург страдает от пробок, дальше будет еще хуже в связи со стремительным ростом парка автомашин. Данная проблема характерна для всех городов-миллионников, и, тем более, для Екатеринбурга, в ко­тором проживает около полутора миллионов человек.

Николай Королевский
Я считаю, что подземное строительство необходимо любому городу, любому муниципальному образованию. В моем понимании, город с населением более 100 тысяч уже ощущает необходимость освоения подземного простран­ства. Другое дело, что объем освоения для градообразований разного типа, конечно, должен быть отрегулирован пропорционально потребностям.

Валентин Зуев
В тех случаях, когда строительство усложняется из-за высокого уровня грунтовых вод, плотной застройки не­обходимо проводить экспертизу его целесообразности, рассматривающую экономический фактор, вопросы гидро­изоляции. Желательно, чтоб подземные сооружения были простой формы, что упрощает и устройство гидроизоляции.

И все-таки, на мой взгляд, больше в освоении подземно­го пространства нуждаются крупные города, где стоимость земли особенно высока.

Александр Гармаш
Конечно, высокая стоимость земли в крупных городах заставляет более эффективно использовать земельные участки и увеличивать плотность застройки. И делать это надо, увеличивая этажность строений не только вверх, но и вниз. Общемировая практика показывает, что это на­правление нужно развивать.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА?

Кшиштоф Поморски
Первое — мы имеем недостаточное количество специ­алистов, имеющих образование и опыт в области подземного строительства, а особенно — проектирования подземных со­оружений. Второе — технологии подземного строительства, которых довольно много и которые широко используются во всем мире, у нас практически отсутствуют. Связано это с невостребованностью, с негласным запретом на развитие подземного строительства, существующим, прежде всего, не на бумаге, а в головах проектировщиков и строителей. Ну, вот принято считать, что в Санкт-Петербурге исключительно сложные грунты, поэтому под землей строить нельзя. А это не так на самом деле. Этот стереотип постепенно ломается, про­ектировщики начинают учиться, думать в этом направлении, компании начинают внедрять западные технологии, разви­вать свои. Если подземное проектирование и строительство перестанет быть «уникальным» в головах людей, появится больше специалистов с опытом и знаниями, а значит, возрас­тет количество и качество подобных проектов и объектов.

Владимир Любаров
На мой взгляд, основной причиной, мешающей развитию подземного транспортного строительства, является недоста­точное финансирование. Мизерные расценки на проектные работы сводят на нет творческую работу проектировщиков. Другие причины: гнет чиновничьего произвола, когда необ­ходимы согласования, утверждение и экспертиза проекта с десятками тех или иных организаций (на что уходит много дней, месяцев и лет); низкая заработная плата инженерно-технических специалистов, в итоге молодые специалисты не хотят работать за нищенскую зарплату и вынуждены уходить из проектных организаций; из-за нехватки средств проектные организации не имеют достаточно современной материаль­но-технической базы. Т.е., нет современных программ для проектирования; не хватает современной компьютерной и множительной техники; несвоевременно поступает информа­ция о современных технологиях в строительстве.

Александр Гармаш
Конечно, в первую очередь, процесс сдерживает высокая стоимость подземного строительства, так как оно связано с проведением ряда дополнительных мероприятий по защите подземной части сооружений, а это очень ответственные и поэтому дорогие работы. К сожалению, эти работы значи­тельно увеличивают общую стоимость сооружения, при этом рыночная стоимость таких площадей минимальна. Поэтому застройщикам и инвесторам невыгодно развивать подземное строительство. Пока законодательно не будут приниматься меры для стимулирования и развития этого направления, строители будут избегать излишних трат.

Сергей Сапрыкин
Согласен, нехватка денег и дороговизна проектов, даже на этапе проектирования, существенно сдерживают развитие подземного строительства. И, конечно, мешает неосведом­ленность проектных организаций о новых технологиях и ма­териалах при таком строительстве. Все, в основном, делает­ся по старинке или «тяп-ляп» (одним словом, как платят, так и делается). За границей проекты стоят очень дорого.

А подземные работы — не ширпотреб, это очень сложное направление в строительстве.

Геннадий Котлов
В Екатеринбурге стоимость такого строительства возраста­ет из-за близкого залегания скальных грунтов и грунтовых вод.

Константин Одишвили
Все-таки развитие подземного строительства, в основном, сдерживается недостаточными капиталовложениями, а не трудностями технического характера. Современный уровень технического развития, новые технологии производства под­земного строительства, технологическое оборудование, нали­чие широкого спектра новых конструктивных материалов даёт возможность решения инженерных задач, встречающих при подземном строительстве любой сложности.

Адакрас Шестакаускас
Проблема в несовпадении интересов сторон (власти, строителей) и слабом финансировании.

КАК ПРОЦЕСС ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИДЕТ В ВАШЕМ ГОРОДЕ И РЕГИОНЕ?

Кшиштоф Поморски
Общий уровень знаний на тему подземного строитель­ства в Санкт-Петербурге высокий. Успешно строится метро — самое глубокое в мире — благодаря специалистам из Метростроя, Ленметрогипротранса. У нас в городе уже 200 лет существует Университет путей сообщения (ПГУПС), который готовит кадры и занимается научной работой в этой области. Но объектов глубокого заложения, зданий с развитой под­земной частью в нас пока построено мало. К счастью, эта ситуация постепенно меняется: строится Вторая сцена Мариинского театра, уже построен «Стокманн», проектируется подземный комплекс под площадью Восстания.

Мало в Петербурге и транспортных тоннелей, хотя по­требность в них есть. Город разделён на части рекой, поэтому несколько тоннелей, которые будут связывать два берега в навигационный период, и разгрузят пробки на мостах и на­бережных.

Геннадий Котлов
В Екатеринбурге продолжается строительство метрополи­тена, но оно ведется крайне медленно из-за отсутствия необ­ходимых средств. Растет строительство подземных стоянок, в том числе, многоуровневых. Имеются примеры строительства тоннелей для прокладки подземных коммуникаций (жилой рай­он «Ботанический», микрорайон «Юг центра» в Екатеринбурге).

Сергей Сапрыкин
В Риге этот вопрос практически не решается, а если и есть какие-то варианты, то это отдельные проекты. Денег в Латвии таких нет.

Адакрас Шестакаускас
В Вильнюсе уже 20 лет как дан «зелёный свет» подзем­ному строительству: все коммуникации, паркинги и т.д. Это десятки тысяч квадратных метров.

Александр Гармаш
В Киеве, как и в любом крупном мегаполисе, в подземной части сооружений часто располагают автомобильные паркин­ги и иногда технические помещения.

Константин Одишвили
В Тбилиси подземное строительство имеет долгую исто­рию. В тридцатые годы прошлого столетия построены под­земные сооружения оборонительного назначения. В шести­десятые годы началось строительство метрополитена. В последние годы в русле строительного бума развивалось и освоение подземного пространства, например, методом стро­ительства «сверху вниз» осуществлено возведение четырёх­этажной подземной части торгово-гостиничного комплекса «Делиси» (где, кстати, для гидроизоляции успешно были использованы материалы системы Пенетрон), разработан проект пятиуровнего подземного гаража между проспектом Руставели и улицей Грибоедова.

Николай Королевский
Процесс освоения подземного пространства в Москве, на мой взгляд, идет недостаточно активно. Я столкнулся с этим вопросом, еще будучи студентом. Тогда этот процесс лишь начинался, появились только транспортные тоннели. Потом подземные пространства стали использовать под гаражи, под торговые площади и так далее. Сейчас эта работа ведется, но, на мой взгляд, недостаточно для нашего города, особенно в центральной части.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К ПРИМЕНЯЕМЫМ В ПОДЗЕМНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТЕХНОЛОГИЯМ И МАТЕРИАЛАМ?

Александр Гармаш
К сожалению, нормативная база по требованиям, предъявляемым к строительным материалам, за послед­ние 30 лет не сильно изменилась, и застройщики выбирают технологии, чаще руководствуясь своим личным опытом применения разных современных материалов, чем требо­ваниями СНиПов.

Кшиштоф Поморски
Подземное строительство более требовательно к ка­честву применяемых материалов, к строгому соблюдению технологии, заложенной в проекте. Устранить недоделки, брак в подземных объектах гораздо сложнее, чем в на­земных. Поэтому, например, гидроизоляция должна быть более надёжна, чем изоляция кровли. Протечку кровли починить проще и дешевле, чем починить протечку тон­неля.

Геннадий Котлов
При взрывном методе разработки скальных грунтов жела­тельно использовать мелко шпуровой способ. Главное требова­ние к взрывным методам — не повредить расположенные рядом здания и подземные коммуникации. Обязательно следует при­менять водопонижение. Следует использовать водонепроница­емые бетоны и современные гидроизоляционные материалы.

Сергей Сапрыкин
Материалы для подземного строительства должны иметь и прекрасные прочностные характеристики, и стойкость к агрессивным средам, и гидрофобность, а так же адаптированность, совместимость друг с другом.

Адакрас Шестакаускас
Основное требование предъявляется к бетону. Марка его должна быть не ниже W8. И, конечно же, нужно обеспечение абсолютной герметичности и сохранности конструкции. Кста­ти, с этим в полной мере справляются добавки в бетон.

Николай Королевский
За последнее время увеличился приток материалов из европейских стран, Америки, Китая. С новыми материалами, а также европейской нормативной базой мы стали правильнее решать проблемы освоения подземного пространства. Понятно, что оклеечная гидроизоляция — это пройденный этап. Нужны новые материалы, на которых не сказываются неизбежно возникающие деформации.

Валентин Зуев
Технологии должны быть современными, недорогими, экологически чистыми, должны исключать влияние на суще­ствующую застройку. А для работы в стесненных условиях необходимо компактное оборудование.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТСУТСТВИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПОД ЗЕМЛЕЙ?

Владимир Любаров
Основные причины — недостаточное финансирование; нехватка современных типовых проектов и технологий под­земного строительства; скудная информация о современных зарубежных достижениях в этой области, новейших материа­лах, используемых в подземном строительстве.

Кшиштоф Поморски
Есть нормативная база для метрополитена, она хорошо развита, строительство ведётся постоянно. А что касается других объектов подземного строительства, например, пар­кингов, тут все гораздо сложнее. Много тонкостей и нюансов, точное соблюдение которых делает невозможным строи­тельство под землей. Это касается и земельных отношений, и технических условий, например, норм по естественному освещению. Несовершенство законодательной базы очень усложняет проектирование, увеличивает сроки согласования, повышает стоимость. Такое положение вещей требует пере­мен: мир меняется, меняются потребности, возрастает ритм жизни и требования к ее качеству. Появляются новые технологии, техника позволяет решать многие проблемы, еще вче­ра казавшиеся неразрешимыми. А мы до сих пор ассоцииру­ем понятие «подземное пространство» с каким-то страшным, глухим подземельем, залитым водой, заполненным крысами и летучими мышами. Во всем мире, между тем, под землей выстроены огромные светлые помещения, магазины, кон­цертные и выставочные залы, целые галереи, в которых мож­но проводить время, если на улице плохая погода. Да и если хорошая, все равно можно, потому, что в них не ощущается дискомфорта и отсутствия света.

Александр Гармаш
Нормативная база сильно устарела. Проект нового СНиПа по гидроизоляционным материалам, разработанный нашим институтом, уже 2 года находится на согласовании в МинРегионСтрое Украины. Мы можем только строить пред­положения, кому и почему выгодно не использовать новые нормы и современные материалы. Поэтому, несмотря на все исследования нашей лаборатории (а нам приносят на ис­пытания очень много разных разработок, как отечественно­го производства, так и применяемых уже в Европе и США), пока, как и предыдущие 50 лет, мы не можем рекомендовать к использованию ничего, кроме рубероида и битума, хоть эти материалы очень давно устарели.

Геннадий Котлов
За годы перехода на новые экономические условия ста­рая нормативная база была дискредитирована, а новая не создана. Отсутствует государственный орган, отвечающий за увязку ведомственных нормативных документов (МЧС, санэпиднадзора). В технических регламентах, СанПиНах есть масса противоречивых требований. Многие НИИ (раз­работчики нормативных документов) исчезли. В настоящее время делаются попытки привести в нормальное состояние нормативную базу в строительстве через Национальные Объединения СРО за их средства и за средства Российского союза промышленников и предпринимателей. А также по­пытка гармонизировать отечественную нормативную базу с европейской.

Николай Королевский
Я бы отметил, что нам ближе нормативная база сканди­навских стран, включая Данию, их опыт освоения подземного пространства. То же могу сказать про немецкие нормативы.

Сергей Старцев
В настоящее время нормативная документация разраба­тывается только в том случае, если есть активные и заинтере­сованные специалисты в этой области, способные отложить на полгода-год свои дела и заниматься разработкой нормативных документов. Власти сами по себе ничего делать не будут.

Адакрас Шестакаускас
В Литве нормативная база сохранилась еще с советских времен и требует тщательной доработки. В 2010 году в нор­мативную базу для проектирования внесена система матери­алов проникающего действия Пенетрон.

Журнал «Сухой закон» №10-12 (53-55)