+7(812) 380-25-19

Лестницы нового здания Мариинского театра

Понедельник, Ноябрь 10, 2014

Не так давно в городе на Неве был реализован грандиозный и довольно смелый проект, о котором не перестают говорить по сей день. На протяжении пяти лет — с 2008 по 2013 год — велось строительство этого поистине удивительного здания, самого большого в России, самого современного и передового в Европе — нового Мариинского театра. При его проектировании и строительстве было разработано и применено множество уникальных технологий — от устройства котлована для подземной части здания до установки самой большой «лампы» в Европе — подсвеченной стены из натурального оникса площадью более 4 тыс. м2.

Зона фойе второй сцены Мариинского театра с уникальными лестницами представляет собой величественное воплощение архитектурной и инженерной мысли. Форма и расположение лестниц позволяют грамотно распределить зрительские потоки и обеспечить необходимый доступ ко всем помещениям театра. Однако театральные лестницы — это не только функция, они одновременно технологичны и красивы, их четкие геометрические формы как нельзя лучше соответствуют сдержанной красоте нового здания.

Лестница ЛО-6

Эту примечательную лестницу, протянувшуюся на 33 м вдоль фасада, видно с улицы через окна главного фойе. Ее светящиеся ступени при всем их изяществе выполнены из многослойного термоупрочненного стекла и способны нести на себе 6 кН (600 кг) сосредоточенной нагрузки, действующей посередине двухметрового пролета.

Ступени испытывались и на ударное воздействие стальным шаром, трижды брошенным с высоты 3 м с последующим приложением равномерно распределенной нагрузки 4 кН/м2 на полчаса.

Таким образом, вопреки мнению о предназначенности лестницы только для изящных балерин, по ней вполне может пройтись и мужчина любой комплекции даже с той же балериной на руках. А если вдруг стекло не выдержит, оно не распадется на мелкие осколки и не обрушится вниз, а только треснет, но будет продолжать нести нагрузку благодаря прослойкам полимерных пленок марки Sentry Glass Plus, которыми скреплены стекла толщиной 8x12x12x8 мм.

Что касается светового оформления, то все дело в тоненьких светодиодных вставках, которые умещаются в небольшом зазоре между ступенью и подступенком. Простое инженерное решение имеет довольно яркий визуальный эффект, поскольку свет распространяется по всей ширине ступени.

Изначально площадки лестницы планировалось облицевать камнем, чтобы скрыть массивные несущие кронштейны между колонной и несущей стеной, однако впоследствии команда инженеров предложила выполнить площадки из термоупрочненного стекла, как и сами ступени. В результате аккуратные кронштейны не выделяются на фоне общего конструктива.

Ограждения на лестнице также выполнены из закаленного стекла. Вообще все выдающиеся лестницы Мариинского театра, как и все балконы зоны фойе общей протяженностью 296 м, имеют стеклянные ограждения, испытания которых проводились одновременно с испытаниями стеклянных ступеней лестницы ЛО-б. Образец стекла подвергался ударному воздействию двойной шины весом 50 кг с высоты 1,2 м, а затем прикладывалась линейно распределенная нагрузка в 1,5 кН/м2 при одном разрушенном слое стекла.

Все светопрозрачные элементы успешно прошли испытания в соответствии с утвержденной программой и получили положительное заключение экспертизы. Стеклянные ступени, стеклянные площадки, стеклянные ограждения с обеих сторон — не зря ЛО-6 называют просто «стеклянной лестницей».

Лестницы ЛО-5 и ЛО-7

При входе в здание обращают на себя внимание еще две грандиозные конструкции, которые, с одной стороны, очень похожи друг на друга, с другой — совершенно разные, — лестницы ЛО-5 и ЛО-7. Архитекторы могли бы взять за основу две идеальные геометрические формы — круг и квадрат, но это было бы слишком предсказуемо и неинтересно. Они пошли дальше и вписали лестницы в овал и прямоугольник.

Чем же эти лестницы похожи? Во-первых, одинаковой начинкой: стальной каркас со встроенными светильниками, пол из мраморного камня Imperador Light, ограждения из стекла с дубовым поручнем. Кроме того, у них идентична технология крепления к несущим конструкциям, которая представляет собой подвешивание посредством стальных высокопрочных стержней Macalloy-460 с пределом текучести 460 Н/мм2 и пределом прочности 610 Н/мм2 к балкам перекрытий. Косоурами лестницы опираются на железобетонные плиты перекрытий различных уровней. Изначально планировалось, что лестница ЛО-5 будет подвешена на одном, а лестница ЛО-7 на четырех довольно мощных вантах. Но потом инженеры предложили увеличить количество подвесов путем уменьшения их сечения. Таким образом, у лестницы ЛО-5 количество подвесов увеличилось до двух, а у ЛО-7 — до восьми внутри «овала». Правда, еще один дополнительный подвес лестница ЛО-7 имеет на пролете нижнего марша — итого получается девять. Диаметр стержней с учетом противопожарного покрытия с пределом огнестойкости 90 мин составил всего 62 мм, издалека они будто и не видны, что создает иллюзию зависания лестниц в воздухе.

Значительным изменениям подверглась также конструкция внутреннего несущего косоура, который изначально перетекал в зону ограждения и выглядел довольно объемно и внушительно.

Когда конструкцию лестниц рассчитали и утвердили, специалистам пришлось решить еще одну сложную задачу: огромную конструкцию следовало изготовить и смонтировать в условиях практически законченной чистовой отделки. Изготовление сборочных элементов весом около 5 т не допускало никаких отклонений и погрешностей, которые могли привести к невозможности стыковки и, как следствие, срыву и так предельно сжатых сроков.

Все детали конструкции сначала были смоделированы на ЭВМ в 3D, затем были обозначены координаты наиболее характерных точек, необходимых для точного изготовления всей конструкции. На кондукторах детали бережно сваривались между собой, и месяца через три на объект прибыли отдельные элементы, которые еще предстояло собрать в единое целое. При монтаже лестницы одновременно было задействовано огромное количество рабочих - геодезистов, сварщиков, стропальщиков, каменщиков, монтажников стекла, штукатуров и маляров. Как только очередная часть лестницы вывешивалась в проектное положение, за дело принимались сварщики, далее эстафету принимала пожарная бригада, которая наносила на металлоконструкции противопожарное покрытие с пределом огнестойкости 60 мин, потом подключались штукатуры и маляры, завершался процесс монтированием стекла с напольным камнем.

Благодаря слаженной и согласованной работе всех звеньев длинной цепочки привлеченных лиц объект были сдан в назначенный срок.

Вип-мост

Фойе украсила еще одна необычная конструкция на основе криволинейной и прямолинейной форм. Это 22-метровый вип-мост, который соединил кафе вип-зоны с вип-ложей зрительного зала. Первоначально, согласно задумке архитекторов, он висел на шести металлических подвесах. При этом ограждающие стекла доходили до самого потолка, создавая своеобразный замкнутый контур в виде туннеля.

Однако инженеры вновь предложили свое видение — почему бы не сделать конструкцию моста достаточной жесткости, чтобы его можно было только опереть на перекрытия и прикрепить к колонне, полностью исключив подвесы? Боковые тяжелые стекла, конечно, пришлось укоротить до размера обычных стеклянных ограждений, но благодаря этому вип-мост перестал выглядеть как аквариум с золотыми рыбками, а вип-персоны стали чуть ближе к народу.

По признанию специалистов, монтировать вип-мостбыло немного легче, чем лестницы ЛО-5 и ЛО-7. Мост, в отличие от лестниц, собирался на балконе фойе, затем цельной конструкцией лебедками поднимался на проектный уровень и крепился к несущим элементам здания. Каждое стекло ограждений было выполнено отдельно, с определенным радиусом изгиба, повторявшего сложную траекторию волны вдоль косоуров, поэтому ошибки при изготовлении в условиях укороченных сроков просто не допускались.

Все инженерные решения лестниц были отмечены престижной конструкторской премией Structural Awards в 2013 году. Эту международную премию, учрежденную в 1968 году, ежегодно вручают в Лондоне за лучшие конструктивные решения зданий и сооружений. В состав ее жюри входят преподаватели инженерных вузов, архитекторы, конструкторы, а также учредители крупных международных проектных компаний, что, несомненно, говорит об авторитетности и значимости данного мероприятия.

Описанными конструкциями, конечно, далеко не исчерпывается наполнение интерьера зоны фойе.Завершенность ему придают пандусы, локальные бетонные и металлические лестницы, отделанные мрамором Imperador Light и гранитом Ого Brasil, со встроенными светильниками, стеклянные ограждения, дубовые поручни. Таким образом, надежность, фундаментальность и мощь гармонично сочетается в реализованном проекте с воздушностью, хрупкостью и изяществом.

П.В.Цветков, А.В.Колосков

Журнал Academia №3