+7(812) 380-25-19

Новый образ Мариинского театра

Воскресенье, Май 19, 2013

120 лет публика знала бело-голубое здание Мариинского театра на Театральной площади. Однако в его судьбе была заложена возможность появления нового зала в новое время.

Сегодня в 2013 г. Петербургский Мариинский театр представляет собой целое королевство из нескольких зданий: старое здание (Мариинский 1), новое здание (Мариинский 2), концертный зал (Мариинский 3), склад и декорационные мастерские на Б.Подьяческой ул.,20 и дом дирекции театра в переулке Матвеева (б.Тюремный, 3). Есть и другие, более мелкие отдельные помещения.

Историческое здание Мариинского театра рождалось постепенно с перестройками, пристройками и реконструкцией. Он не сразу стал главным театром Петербурга. Это почетное место с конца XVIII в. занимал Большой или Каменный театр на месте Петербургской консерватории, возведенный по проекту А. Ринальди с фасадом Тома де Томона начала XIX в. с традиционным портиком и колоннами. Напротив него располагался деревянный цирк итальянца Гверры. По распоряжению Николая I в 1847-1849 гг. по проекту А.Кавоса на его месте был построен Театр-цирк с  ареной-манежем, дополненной глубинной театральной сценой с каменными конюшнями и оградой. В 1855 г. театр-цирк стали превращать в оперный театр, но в 1859 г. здание сгорело. При составлении нового проекта архитектор А. Кавос, знаток театральной архитектуры, сын придворного капельмейстера К. Кавоса, использовал часть сохранившихся от пожара стен, надстроил зал в стиле барочной архитектуры и усовершенствовал сцену. Обновленный театр открылся 2 октября 1860 г. с новым названием — Мариинский в честь супруги императора.

Прижатое к Крюкову каналу здание можно было расширять только в ширину. По бокам появились два внутренних двора, окруженные артистическими уборными, сооруженными на месте цирковых конюшен. Вместо манежа (арены) создан партер, окруженный пятью подковообразными ярусами. Именно тогда была задумана цветовая гамма театра — голубого с белым и золотом в отделке. В 1872 г. производился ремонт зала под руководством архитектора А.И. Кракау. С 1884 г. газовое освещение в театре стало заменяться электрическим. В 1885 г. по проекту В.А. Шретера слева к зданию были пристроены помещения электростанции и фотомастерской, фойе артистов, второй зал для писания декораций и ряд других помещений. В 1894- 1896 гг. В. Шретер полностью перестроил переднюю часть здания, расширив фойе и вестибюль до современного состояния и пристроив четыре новых лестницы для верхних ярусов[1]. Над зрительным залом была сооружена декорационная мастерская — «Зал Головина». Тогда-то и появился всем нам знакомый фасад в эклектическом стиле вместо монументальной аркады А. Кавоса.

В таком виде театр просуществовал около полувека. Осенью 1941 г. бомбой было раз-рушено правое крыло здания, восстановленное к сентябрю 1944 г. под руководством главного инженера театра С.А. Вольнова (работа была начата в условиях блокадного Ленинграда). Во время блокады и в первые послевоенные годы С. Вольнов создал архив копий выписок из документов по истории этих зданий с фотографиями [2].

Новые технологии и размах современных постановок требовали расширения подсобных помещений и углубления сценической части театра. При реконструкции 1952-1960 гг. эту часть незначительно удлинили за счет канала, создав новый задний фасад в духе неоренессанса (архитектор Иванов, Гипротеатр), а в 1960-х годах по проекту Гипротеатра (архитектор С. Гельфер) к зданию справа был пристроен новый корпус с репетиционными залами. В таком виде Мариинский театр дожил до нашего времени — начала XXI в.

Дальнейшее развитие старого здания без ущерба памятнику культуры стало невозможным. Много проблем было связано со старыми конструкциями [3]. Возросли и требования к комфорту зрителей и работников театра. Для творческой работы требовались новые площади. Еще в 1938-1941 гг. у театра появился филиал в оперном зале Народного дома на Петроградской стороне под руководством известного певца Н.К. Печковского (с 1960-х годов Мюзик-холл). Но он находился далеко от театра и имел недостатки акустики.

В новом веке реальной необходимостью стало строительство нового здания театра, соответствующего современной сценической технологии и сценографии, новым требованиям комфорта и условиям работы. И это свершилось. В едином многоэтажном комплексе ока¬зались собраны все службы театра, необходимые для подготовки и выпуска спектаклей с уникальным сценическим пространством и замечательным залом с большим пространством для зрителей. Далось это весьма трудно.

На предварительных этапах большую аналитическую работу проделало в конце 1990-х годов Бюро Генерального плана Санкт- Петербурга Архитектурно-планировочной мастерской № 1 архитекторами Б.В. Николашенко и М.А. Терешенковой — по выбору места и вариантов его использования, и коллективом под руководством архитектора Олега Романова. Свой оригинальный вариант предлагал американский архитектор Эрик Оуэн Мосс. В результате этих работ было выбрано удобное место для нового строительства позади существующего театра, на другом берегу Крюкова канала. Беспорядочно застроенный квартал было не жалко пожертвовать для нового театрального здания. В 2003 г. был объявлен конкурс на это сооружение.

Технологическая Программа- задание конкурса была подготовлена компанией «ARTEC Consultation Inc.» (США) в 2002–2003 гг. при участии консорциума Fabre/Scene/Setec (Франция) совместно с руководством Мариинского театра и рабочей группой по подготовке Международного конкурса. В этой замечательно отработанной технологической программе были заложены все основные характеристики и требования к новой сцене и залу: вопросы акустики и шумозащиты, планировка сценического пространства, схема загрузки и передвижения декораций, концепция механооборудования и электрооборудования, требования к лестницам, пандусам и эскалаторам и была определена схема плана [4, 5]. Конечно, требовалась детализация, дополнительная разработка, неизбежные изменения на рабочей стадии и просто исполнение. Но основная идея, привязанная к участку, уже была в конкурсной программе.

По решению международного жюри победителем конкурса стал французский архитектор Доменик Перро, создавший яркий претенциозный проект, но архитектурно бесформенный по экстерьеру, с очевидными ошибками в градостроительном масштабе и весьма сомнительными технологическими и конструктивными решениями, что и доказала его дальнейшая разработка и оценка Госэкспертизой. Его огромная мятая золотая клетка никак не вязалась с окружающей застройкой и с архитектурным стилем петербургского центра. Кроме того, в дальнейшей разработке этого проекта, особенно в конструктивной части, были обнаружены серьезные ошибки. В результате Д.Перро в 2007 г. был отстранен от дальнейшей работы над проектом. С 2008 г. новым генпроектировщиком стало ОАО «КБ ВиПС (высотных и подземных сооружений)», которое разработало всю конструктивную часть проекта и частично архитектурную. Главным архитектором по внешней оболочке здания и его основных интерьеров стал канадский архитектор Джек Даймонд. Руководитель проекта — Кшиштоф Поморски (ВиПС 2008-2013 гг.). Главный инженер проекта — Алексей Мельников. Театральные технологии — фирма TDM, Акустика — фирма Muller ВВМ (Германия). Инженерные системы: Группа компаний «БКК», ООО «ОИС», ООО «ГК Охрана».

Готовый технологический план театра был предложен еще в Программе-задании в 2002-2003 гг., отступление от которого в свое время могло расцениваться как нарушение условий конкурса [5]. Эта схема была использована и Перро, и последующими авторами. Построенное здание — это результат напряженной работы большого интернационального коллектива авторов и консультантов, разработчиков, технологов и конструкторов из ряда стран Европы, Америки и конечно России.

Главное в оперном театре — его демонстрационный комплекс (зрительный зал-сцена), оркестр, свойства акустики и видимость. И в этом плане, по общему признанию, мы получили великолепный «инструмент» для исполнения высокого искусства. Непритязательные фасады скрывают великолепные интерьеры основных внутренних помещений. Все начинается со скромного входа с узкой набережной Крюкова канала, а внутри неожиданно разворачивается грандиозная композиция из лестниц, пандуса и эскалатора, разбегающихся на разные уровни вестибюля и фойе. Здесь авторы не поскупились на эффектные средства современной архитектуры. Их немного, но они яркие, масштабные и запоминающиеся. Прежде всего, замечательные лестницы. Три главные из них — открытые с прозрачными стеклянными ограждениями пронизывают все здание снизу доверху, выразительно подчеркивая его богатое пространственное решение. Главная при входе, вписанная в овал динамичной спиралью, связывает все зрительские уровни театра. Вторая, прямоугольная, эффектно повисла на двух стальных тросах. А третья, стеклянная, вдоль фасада в одном направлении стрелой пронзает все здание сверху донизу.

Весь интерьер фойе объединен мощной стеной с цокольного уровня до самого верха, выполненной из оникса янтарного цвета, подсвеченного изнутри. Слева фойе поднимается вверх на полэтажа, а выше верхнее фойе высотой более 10 м располагается над ним. Амфитеатр предполагается использовать для образовательных проектов, интерактивных просветительских программ для детей и юношества, камерных концертов и художественных выставок. Отсюда за огромным витражом открывается вид на старое здание театра-прародителя. Всюду ощущение простора. Фойе украшают люстры от Сваровски. Этот архитектурный спектакль — увертюра к главному сценическому.

Апофеозом объекта стали грандиозная сцена и уникальный зрительный зал высотой более 18 м и глубиной около 34 м. Зал на 1806 мест имеет традиционную подковообразную форму с привычной ярусной системой. Вся отделка и форма подчинены созданию беспрепятственной видимости сцены со всех мест и идеальной акустики, что не всегда удавалось в старых театрах. Для этого барьеры ярусов отделаны панелями из брусков светлого бука, а стены за ними облицованы твердым гипсом, окрашенным в темно-серый цвет. Горизонтальные волнистые полосы этих материалов создают удивительную цельность зала. Становится заметной его особенность — все боковые части бенуара, бельэтажа и двух верхних ярусов имеют по два уровня мест для создания хорошей видимости. При этом достигается и изысканная композиция линий барьеров, невиданная в других традиционных ярусных театрах. Центральная ложа занимает два уровня. Её стены обиты кожей, украшены буковыми панелями и светильниками от Сваровски. В ложу и вокруг нее в двух уровнях виртуозно вписаны окна технологических помещений. Оригинально решен потолок зала без традиционной люстры, но с хорошо закомпонованными щелями для постановочного и общего освещения.

Большая трансформируемая оркестровая яма установлена на трех подъемно-опускных площадках, меняющих ее объем и глубину. За ней грандиозная композиция сценического пространства, какого в нашей стране еще не было. Слева и справа сцены — два полноценных кармана, близких по площади её видимой части с подвижными планшетами (16x16 м), на которых могут выкатываться полностью заготовленные декорации. За сценой по центральной оси демонстрационного пространства расположена арьерсцена той же площади, за которой — большой репетиционный зал высотой 13,8м равный по площади главной сцене с рабочими галереями.

За правым карманом расположена монтировочная сцена, соединенная в свою очередь с арьерсценой и с дебаркадером на два автотрейлера для разгрузки декораций и материалов. Все части этой огромной структуры отделены друг от друга противопожарными и противошумовыми воротами, двойными занавесами и другими изолирующими устройствами, позволяющими одновременно вести репетиции, спектакли и монтаж декораций. Площадь всего сценического пространства 3777,46 м²: главная сцена и арьерсцена 1496,42 м², репетиционная сцена 932,8 м², карманы и монтировочная сцена 1348,24 м²

Кроме сцены за порталом размещен целый многоэтажный город с репетиционными залами, артистическими уборными, складами, административными и техническими помещениями с вертикальными и горизонтальными связями, бытовыми помещениями. Площадь репетиционных залов и классов (без учета репетиционной сцены) 1629,7 м². Площадь гримуборных 1681,7 м². Три этажа здания опускаются под землю, семь этажей поднимаются вверх. Над главным залом и конструктивно- технической пазухой — замечательный комплекс репетиционного оркестрового зала (высотой около 8 м) с помещениями для переодевания, индивидуальных репетиционных классов, помещениями для творческого руководства, подсобных и технических помещений. Всё это объединяет роскошный холл с верхним светом, соединенный с репетиционным залом витражом. Это одна из самых удачных интерьерных композиций во всем театре. Его высота нивелирует переход к огромной сценической коробке. Здесь тоже все подчинено созданию оптимального акустического климата. Даже осветительные шары большого диаметра играют роль звукорассеивателей. Кроме того, на разных уровнях имеется два зала для репетиций хора: один из них со студией звукозаписи, другой — с амфитеатром может превратиться в малый концертный зал, с другой стороны сцены — репетиционный балетный зал.
Внешние стены здания просты и непритязательны, полностью подчинены функциональной целесообразности использования внутреннего пространства. Главный фасад нового здания предоставляет приоритет фасадам исторического здания. Его вертикальные окна-клавиши и большие панорамные стекла открывают вид на окружающий город и оживляют улицу при вечернем освещении. Особая композиция разворачивается на уровне плоской крыши, где устроен гранитный амфитеатр и большая видовая площадка с замечательным видом на город: старый театр, Никольский собор с колокольней, Троицкий собор и Крюков канал. Берег канала фактически отдан театру и при хорошем благоустройстве может превратиться в фойе под открытым небом.

Многие от нового здания ждали шедевра, который станет новым символом Петербурга подобно Сиднейскому театру или Оперы Гарнье в Париже. Но у нашего города символов предостаточно: Петропавловская крепость, Биржа, Адмиралтейство и Исаакиевский собор. Такой сильный акцент на задворках Мариинского театра был бы неуместен, не хватало именно функционально безупречного удобного современного организма, вмещающего всё, чего не доставало старому зданию. И такой объект появился. Его образ прежде всего демонстрирует приоритет внутреннего содержания здания над внешней оболочкой, которая может развиваться и совершенствоваться параллельно с работой театра. Его эксплуатация оживит берега Крюкова канала, над которым, может быть, со временем между двумя зданиями театра возникнет фестивальная площадь с прозрачным полом и пристанью для туристов. Конечно, нужен специальный пешеходный мост через Крюков канал (который был в проекте), благоустройство берега, современная скульптура, скамьи и малая ландшафтная архитектура.

Но не все сразу. Главное сделано. Театр работает, и я думаю, что в скором времени его зал и вся рекреация станут любимым местом петербургских зрителей. Ведь сцены и зала такого качества в России больше нет.

Список литературы:

  1. Доклад архитектора Шретера. Из архива гл. инженера театра С. А. Вольнова.//«Неделя Строителя», 1886, №18. — С.1.
  2. Вольное С.А. Характеристика зданий и сооружений (Театр им.Кирова) и вопросы капитального строительства. (Из архива главного инженера театра С.А. Вольнова). — СПб, 1959 г. (архив находится у автора статьи)
  3. Проектирование    и строительство подземной части нового здания (второй сцены) Государственного академического Мариинского театра. /Сборник научных статей. — СПб, 2011.
  4. Мариинский II. Международный архитектурный конкурс на проект нового здания (второй сцены) Государственного академического Мариинского театра. — СПб, 2003.
  5. Программы-задания конкурса. Международный архитектурный конкурс на проект нового здания Государственного академического Мариинского театра Приложения к т. 1. — СПб, 2002-2003.
  6. В статье также использованы материалы журнала «Мариинский театр» (№ 3-4, 2013 г.); приложения к тому 1 Программы-задания конкурса и Справки об авторах и показателях, полученная в ВиПС ГАМТ-2.

А.В.Анисимов, доктор архитектуры (Москва)

Журнал «Архитектура и время» №5