+7(812) 380-25-19

Главная постановка Мариинки

Пятница, Июнь 14, 2013

В Санкт-Петербурге открыли вторую сцену Мариинского театра. Проект вызвал много споров среди архитекторов и горожан, но теперь в зале аншлаг. О том, что скрыто от зрителей и как Мариинка превратилась в одну из ультрасовременных площадок мира, в эксклюзивном интервью Expo Business Review рассказал Кшиштоф Поморски, технический директор генерального проектировщика второй сцены ОАО «КБ ВиПС».

— Господин Поморски, долгое время обсуждался внешний вид здания второй сцены Мариинки. Расскажите, почему театр получился именно таким?

— Перед нами стояла задача постро­ить современный театр оперы и балета. Над проектом работали 500 инженеров, более 4 тыс. строите­лей. И мы справились. Кому-то здание нравится, кто-то высказывается не­гативно, но, как заметил архитектор проекта Джек Даймонд, объект вы­полнен в контексте конструктивного минимализма. Еще раз подчеркну — построен не дворец, а современный театр оперы и балета. Вторая сцена не должна составлять конкуренцию историческому зданию, у нее другие, особые задачи.

Вдохновитель проекта - художе­ственный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, и с ним труд­но не согласиться, когда он говорит, что новая сцена принадлежит будуще­му поколению. Ее символом является второй внутренний фасад — стена из благородного оникса. Вечером здание Мариинки подсвечивается и видно «горящее сердце» театра. Оболочка сцены — фасад. Для капризного петер­бургского климата с обилием серых красок необходим контраст. У про­ходящего мимо человека возникает желание заглянуть внутрь, ощутить тепло, присоединиться к празднику и зрителям. Это своеобразное пригла­шение в театр.

— А что скрыто внутри и незаметно для зрителей?

— Вторая сцена универсальна. Расскажу о том, что незаметно, но примечательно. Например, в Мариинском театре пол сцены на­клонен - такая конструкция сделана для того, чтобы зрителям лучше было видно происходящее во время спектакля. Другими способами раньше этого добиться не могли. Теперь с по­мощью компьютерных технологий сделан точный расчет, поэтому пло­щадка имеет идеальный обзор. Сцена современного театра плоская, а зрите­ли с любого места все прекрасно ви­дят и слышат. Надо также упомянуть про особый пол, предусмотренный и для балетных постановок. Сложная конструкция, рассчитанная на ком­пьютерах, сделана из уникальных материалов. Во время прыжков тан­цовщика она амортизирует удары. Но и это не главная особенность сцены.

Для балетной труппы и певцов очень важен воздух. Он должен быть чистым, определенной температуры. В здании второй сцены установлены современные системы кондицио­нирования и пылеподавления, рас­считаны и смоделированы зоны для очистки воздуха. Но, замечу, вторая сцена получилась такой большой не только потому, что она наполнена вентиляционными и холодильными машинами, механизмами, трансфор­маторами и прочими системами. Она создавалась как комфортный театр. Здесь для каждого танцора и певца оборудовано рабочее место, пред­усмотрены гримерные и большой репетиционный зал.

— Какие инновационные технологии использовались при строительстве сцены?

— Объект настолько сложен, что мы не могли позволить себе эксперимен­тировать. Но труднее всего было соеди­нить все инновационные технологии так, чтобы они безупречно работали. Одна из главных новинок - система без­опасности и пожаротушения, впервые внедренная в Санкт-Петербурге. Она позволяет вести мониторинг инженер­ных конструкций и оборудования, а все данные поступают на специаль­ный сервер. Если, например, произой­дет возгорание, мы получим необходи­мую информацию о ситуации, состоя­нии конструкций здания, инженерных коммуникаций. Система продумана до мелочей, правда, хочется, чтобы ее ра­боту не пришлось проверять на деле.

От глаз зрителей скрыто помещение для репетиций. Благодаря особенному кессонному перекрытию, расположен­ному непосредственно над концертным залом, обеспечивается хорошее шумопо­давление. Поэтому репетиции оркестра и представления могут идти одновременно, не мешая друг другу. Для достижения высокого качества звука посредством компьютерных технологий смоделиро­ван необычный потолок. Соблюсти все параметры было очень сложно, но наши специалисты смогли это сделать.

— С помощью каких технологий уда­лось добиться лучшей акустики?

— В зале не используются усилители, чтобы не утратить энергию звука, не потерять солиста. Мы развеяли миф о том, что лучшей акустики можно до­биться, используя в оформлении опре­деленные сорта дерева.

Мы изучили взаимовлияние материа­лов, влажности воздуха, формы потол­ка и других конструкций. В здании звук отражается от разных поверхностей, они не должны его поглощать. И вторая сцена Мариинского театра объектив­но демонстрирует все возможности инструментов и голоса. Как отметил Валерий Гергиев, зал обладает очень богатым звуком.

— Что не удалось воплотить в про­екте, от каких идей пришлось отка­заться и почему?

— Кому-то здание кажется огром­ным, а я жалею о том, что не полу­чилось сделать его еще больше. Для идеального функционального про­странства сооружению не хватает 20-30 тыс. кв. м. Театр, как и храм, должен состоять из двух частей — мужской и женской. При такой планировке для труппы создается психоло­гически комфортная обстановка. Но размеры здания не позволили нам повторить опыт Оперы Бастилии. Площадь французского театра 120 тыс. кв. м, а второй сцены Мариинки — всего 80 тыс. кв. м.

К сожалению, пока не удалось ре­шить проблему парковки автомоби­лей. В здании построен служебный гараж, рассчитанный на 93 места, но остается открытым вопрос о том, где будут ставить машины зрители. Наша компания предложила по­строить автоматический паркинг между зданиями Мариинского театра, под Крюковым каналом. Во-первых, территория не является чьей-либо собственностью, во-вторых, на этом месте очень удобно работать - вода перекрывается, стройка никому не мешает. Плюсов у такого проекта мно­го: у второй сцены Мариинки уже суще­ствует бетонная стена под землей, опыт перекрытия канала есть, автоматическая парковка сможет принимать до 800 автомобилей. Если такое количество машин разместить на поверхности, они займут площадь в три гектара. А где взять столько места? Только по­чему-то многие опасаются строить парковку под водой, да еще и автома­тическую. Но, думаю, что все-таки в Петербурге скоро будут использо­вать подобный мировой опыт.

Один из режиссеров Мариинки назвал новую площадку театром, ко­торый опережает художественную мысль.

— На сколько лет рассчитана вторая сцена?

— Как минимум на 200 лет. Инженерные сети будут функциони­ровать 50 лет. Для этого подбирались трубы определенного типа, механиз­мы и материалы. Как правило, бюд­жетное финансирование не позволяет часто заниматься ремонтом, поэтому строили, как говорится, на века. Но прогресс на месте не стоит и, напри­мер, электронику надо будет заменить лет через семь.

Сейчас театр должен удивлять. Современный зритель ждет спецэф­фектов, шоу. И в Мариинке легко это­го добиться. Используя технические возможности театра, можно показать все постановки, которые идут на ми­ровых сценах.

— Ваша компания участвует в ре­конструкции Театра оперы и балета в Перми. Применяете ли вы в работе над этим проектом опыт, полученный при строительстве второй сцены Мариинского театра?

— Мы разработали проект рекон­струкции Театра оперы и балета в Перми, сейчас он проходит экспер­тизу. Новый театр станет третьим по величине в России. Когда мы присту­пали к проектированию второй сцены Мариинки, то нам было кое-что из­вестно о театре. Проработав пять лет на стройплощадке, мы узнали гораздо больше. Мариинский театр - это наш университет.

Реконструкция и реставрация сцены в Перми — тоже вызов. Общая площадь нового театра - 32 тыс. кв. м. Это очень интересный архитектурный объект. Автор проекта — Дэвид Чипперфильд. И вместе с партнерами мы с радостью приступили к работе.
Нам интересны сложные задачи. Сейчас компания участвует в рестав­рации Большого драматического те­атра в Санкт-Петербурге. На объекте укрепляются несущие конструкции фундамента, ведутся масштабные реставрационные работы. Здесь применяются уникальные российские технологии - у мастеров большой опыт восстановления исторических интерьеров. И в этом случае речь идет именно о реставрации, а не о реплике, как сейчас принято. Конечно, это тя­желый, долгий и кропотливый труд, но очень хочется сохранить памят­ник в первозданном виде. Результат работы российских специалистов можно увидеть в Кронштадте, посе­тив Морской Никольский собор. Мы заменили инженерную сеть здания, а реставраторы воссоздали храм. Это настоящее мастерство.

— Проект Мариинского театра за­вершен. А какая музыка нравится вам, и что бы вы хотели увидеть или услы­шать на новой сцене?

— Иногда я слушаю оперу, но больше люблю балет. Хочется посмотреть на результат нашей работы с каждого ме­ста второй сцены Мариинского театра, а всего их 1806. Но, думаю, что мне жиз­ни не хватит на то, чтобы осуществить свою мечту.

Вторая сцена Мариинского театра изнутри (цифры и факты)
33 метра — пролет монолитного железобетонного перекрытия (кессонного) над зрительным залом.
6 тыс. кв. м — общая площадь железобетонных перекрытий.
25,5 км — протяженность воз­духоводов на нижних и верхних отметках.
15 км — суммарная длина тру­бопроводов холодоснабжения.
9,2 МВА (мощность одного го­родского квартала) — расчетная электрическая мощность.
473 км — электрических кабе­лей разного сечения.
485 кв. м — площадь холодиль­ной станции.
3777,46 кв. м — площадь сценического пространства.
1806 — количество мест в зрительном зале.

Журнал Expo Business Review №5–6 (20–21)