+7(812) 380-25-19
Получить заказ на строительство и проектирование в историческом центре города — для любого архитектора, даже самого именитого, не только огромная ответственность, но и большое профессиональное достижение. Особенно если это центр Рима — столицы, в которую ведут все дороги мира. Но как же строить там, где не только каждый камень, но и каждое дерево — под строгим наблюдением? Архитекторам петербургской компании КБ ВиПС эти законы уже известны — они вели работы по проектированию Второй сцены Государственного академического Мариинского театра, реконструкции БДТ имени Г.А.Товстоногова, Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца.Теперь по их проекту предстоит строительство летней сцены Национальной академии танца на одном из семи холмов Рима.
Российские зодчие недавно представили общественности уникальный проект реконструкции и переоснащения главной летней сцены, которая расположена в самом сердце Рима — на Авентинском холме, где в III веке находились термы императора Диоклетиана. В 1938 году при финансовой поддержке преданного поклонника русского балета Бенито Муссолини здесь была возведена Национальная академия танца, курируемая русской балериной Евгенией Борисенко (известна в Италии под псевдонимом Ия Русская). Спустя 72 года администрация театра и Министерство культуры Италии, обратившее внимание на этот значимый для мира искусства объект, решили провести реконструкцию Академии и переоснащение летней сцены.
Авторами проекта обновления летнего театра, работа над которым заняла четыре месяца, стали руководитель архитектурного отдела Игорь Седаков и главный архитектор-дизайнер Александр Петров. На данный момент архитектурная концепция согласована с заказчиком, но реализация такого масштабного и сложного объекта требует привлечения частных инвестиций. По словам специалистов, реализовать столь необычный концепт возможно за полтора года. К проекту предъявлялись очень жесткие требования, ведь Авентинский холм, как объект культурного наследия, находится под постоянным наблюдением ландшафтной комиссии Рима: здесь разрешены заглубления не более чем на 50 см (т. к. ниже начинается культурный слой, и работа на большей глубине приравнивается к археологическим раскопкам); должны быть сохранены все деревья и кустарники, каждый из которых имеет свой индекс и номер. Даже в отсутствие каких бы то ни было рабочих процессов на территории каждый день появляется патронажный представитель комиссии, контролирующей объект.
Архитектурная группа КБ ВиПС представила два варианта проекта — в одном из них все-таки предполагается снос одной пинии (средиземноморская сосна), чье корневище не может больше развиваться из-за подземной стены под сценой. Замысел предложенного архитектурно-пространственного решения основан на идее трансформации объемов сцены и зрительных мест амфитеатра. Такой стиль компания определяет как «динамическая архитектура». При разработке новой сцены были использованы стандартные детали, узлы и механизмы, применяемые в автокранах, разводных мостах и пушечных лафетах, а также приводах авиационных рулевых механизмов. Проектом предусмотрено возведение трех трансформируемых групп: сцены, зрительного зала и репетиционного зала. При переводе в рабочее состояние в самом центре Рима за считанные минуты вырастает полноразмерная сцена, оснащенная современным светозвуковым оборудованием, и крытый зрительный зал с отличными визуальными и акустическими параметрами. По окончании представления конструкция складывается, практически исчезая из вида и возвращая Риму исторический облик.
«Очень важно, не разрушая сложившейся архитектурной среды, деликатно вписаться в нее, не выпячивая себя, а органично сочетаясь с ней. Нельзя допускать, чтобы новый объект загромождал собой созданное предшественниками», — делится Александр Петров, главный архитектор-дизайнер КБ ВиПС. При раскрытии сцены зеркальные конструкции должны отражать окружающее пространство и становиться такими же малозаметными, как изящные узоры на крыльях стрекоз. Именно эта ассоциация использована в оформлении зеркальных пространств. Сам же ритм трансформации по авторскому замыслу становится частью представления, своеобразной увертюрой, подготавливающей публику к встрече с искусством. На вопрос о том, что же необходимо архитектору при создании таких оригинальных объектов, Александр Петров ответил коротко, но емко: «Постоянно тренировать воображение».