+7(812) 380-25-19

Увертюра к действию

Среда, Декабрь 1, 2010

Получить заказ на строительство и проектирование в историческом центре города — для любого архитектора, даже самого именитого, не только огромная ответственность, но и большое профессиональное достижение. Особенно если это центр Рима — столицы, в которую ведут все дороги мира. Но как же строить там, где не только каждый камень, но и каждое дерево — под строгим наблюдением? Архитекторам петербургской компании КБ ВиПС эти законы уже известны — они вели работы по проектированию Второй сцены Государственного академического Мариинского театра, реконструкции БДТ имени Г.А.Товстоногова, Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца.Теперь по их проекту предстоит строительство летней сцены Национальной академии танца на одном из семи холмов Рима.

Российские зодчие недавно представили обще­ственности уникальный проект реконструкции и переоснащения главной летней сцены, которая расположена в самом сердце Рима — на Авентинском холме, где в III веке находились тер­мы императора Диоклетиана. В 1938 году при финансовой поддержке преданного поклонника русского балета Бенито Муссолини здесь была возведена Национальная академия танца, кури­руемая русской балериной Евгенией Борисенко (известна в Италии под псевдонимом Ия Рус­ская). Спустя 72 года администрация театра и Министерство культуры Италии, обратившее внимание на этот значимый для мира искусства объект, решили провести реконструкцию Акаде­мии и переоснащение летней сцены.

Авторами проекта обновления летнего театра, работа над которым заняла четыре месяца, ста­ли руководитель архитектурного отдела Игорь Седаков и главный архитектор-дизайнер Алек­сандр Петров. На данный момент архитектур­ная концепция согласована с заказчиком, но реализация такого масштабного и сложного объекта требует привлечения частных инвести­ций. По словам специалистов, реализовать столь необычный концепт возможно за полтора года. К проекту предъявлялись очень жесткие тре­бования, ведь Авентинский холм, как объект культурного наследия, находится под посто­янным наблюдением ландшафтной комиссии Рима: здесь разрешены заглубления не более чем на 50 см (т. к. ниже начинается культурный слой, и работа на большей глубине приравни­вается к археологическим раскопкам); долж­ны быть сохранены все деревья и кустарники, каждый из которых имеет свой индекс и номер. Даже в отсутствие каких бы то ни было ра­бочих процессов на территории каждый день появляется патронажный представитель комис­сии, контролирующей объект.

Архитектурная группа КБ ВиПС представила два варианта проекта — в одном из них все-таки предполагается снос одной пинии (средиземно­морская сосна), чье корневище не может больше развиваться из-за подземной стены под сценой. Замысел предложенного архитектурно-пространственного решения основан на идее транс­формации объемов сцены и зрительных мест ам­фитеатра. Такой стиль компания определяет как «динамическая архитектура». При разработке новой сцены были использованы стандартные детали, узлы и механизмы, применяемые в авто­кранах, разводных мостах и пушечных лафетах, а также приводах авиационных рулевых меха­низмов. Проектом предусмотрено возведение трех трансформируемых групп: сцены, зритель­ного зала и репетиционного зала. При переводе в рабочее состояние в самом центре Рима за считанные минуты вырастает полноразмерная сцена, оснащенная современным светозвуковым оборудованием, и крытый зрительный зал с от­личными визуальными и акустическими параме­трами. По окончании представления конструк­ция складывается, практически исчезая из вида и возвращая Риму исторический облик.

«Очень важно, не разрушая сложившейся ар­хитектурной среды, деликатно вписаться в нее, не выпячивая себя, а органично сочетаясь с ней. Нельзя допускать, чтобы новый объект загромождал собой созданное предшественниками», — делится Александр Петров, главный архитектор-дизайнер КБ ВиПС. При раскрытии сцены зеркальные конструкции должны отра­жать окружающее пространство и становиться такими же малозаметными, как изящные узо­ры на крыльях стрекоз. Именно эта ассоциация использована в оформлении зеркальных про­странств. Сам же ритм трансформации по ав­торскому замыслу становится частью представ­ления, своеобразной увертюрой, подготавливаю­щей публику к встрече с искусством. На вопрос о том, что же необходимо архитектору при соз­дании таких оригинальных объектов, Александр Петров ответил коротко, но емко: «Постоянно тренировать воображение».

Газета «4room: форум профессионалов» № 9 (52)