+7(812) 380-25-19

Проект петербургских проектировщиков для Рима

Понедельник, Ноябрь 1, 2010

В историческом центре Рима на одном из семи холмов, Авентинском, где в III веке располагались термы императора Диоклетиана расположена Национальная Академия Танца. Она была основана русской балериной Евгенией Борисенко (Я Русская) в 1938 году и построена при поддержке Муссолини. Нынешняя администрация Академии решила, что летней сцене необходима реконструкция, но условия для строительства ока­зались весьма непростыми. Существует несколько ограничений, которые необходимо было учесть при проектировании. Первое: историческое местоположение Академии предполагает невоз­можность заглубления более 50 см, так как глубже начинается культурный слой, для проведения каких либо работ в котором необходимо вести археологические раскопки. Второе: холм является объектом охраны ландшафтной комиссии, которая следит за сохранением сформировавшихся ландшафтных видов и зелёных насаждений. Новый проект сцены должен был создаваться с учётом сохранения всех зелёных насаж­дений. При детальном изучении территории специалисты КБ ВиПС выяснили, что на старом фундаменте сцены выросла средиземноморская сосна (пиния), но её корневая система деформирована, поскольку под сценой находится техническое помещение. При направлении ветра с определённой стороны асимметричная корневая система может не удержать дерево, и существует вероятность падения его на сцену. Третье: не­обходимость сохранения исторически сложившегося облика территории холма.

Проанализировав ситуацию, проектировщики КБ ВиПС разра­ботали два варианта концепции архитектурного облика Главной летней сцены Национальной Академии Танца.

Вариант 1.
Замысел архитектурно-пространственного решения Главной летней сцены Академии основан на идее трансформации объемов сцены и зрительных мест амфитеатра. Данное решение позволяет практически полностью сохранить исторически сложившийся архитектурный и ландшафтный облик территории.

Для воплощения данной архитектурной идеи планшет сцены увеличивается по габаритам как в ширину, так и в глубину. Это необходимо для размещения в ее объеме элементов трансформа­ции, представляющих собой разновеликие, сложные по геометрии двухопорные неразрезные рамы, выполненные из легкого углеплас­тика. Количество рам определяется необходимостью размещения в их горизонтальных и вертикальных элементах светового, акусти­ческого оборудования, а также необходимых элементов декораций, задника сцены и, при необходимости, главного занавеса.

В передней, основной и самой крупной раме располагаются подвижные, управляемые с операторского дистанционного пульта, блоки софитов. В вертикальных ее элементах смонтированы также дистанционно управляемые акустические блоки, направленные на зону партера. Угол подъема рамы составляет приблизительно 45°, благодаря чему верхняя балка поднимается на уровень около 8 метров относительно планшета сцены, угол наклона обеспечивает необходимый вынос балки вперед относительно фронта сцены, что позволяет получить наиболее оптимальное расположе­ние софитов основной рампы.

Кроме того, наклон вертикальных стоек портала обеспечивает комфортный обзор планшета сцены прак­тически со всех зрительских мест.

На фронтальной раме расположены дополнительные софиты, обеспечивающие вертикальную, обтекающую подсветку артистов. Задняя малая рама предназначена для встроенных рулонных штор, выполняющих роль кулис, экранов, а также для дополнительных тыловых светильников. Большая задняя рама несет в горизонталь­ной части блоки сменных рулонных штор, выполняющих роль задника декораций. Ось поворота всех элементов трансформации рас­положена в зоне выхода ствола пинии, растущей на площадке сцены, благодаря чему при подъеме обеспе­чивается неприкосновенность ствола, ветвей и кроны дерева. Для защиты выступающих артистов от яркого солнеч­ного света или незначительных атмосферных осадков предусмотрены выдвижные пологи, выполненные из легкого перфорированного материала, которые авто­матически натягиваются между несущими элементами подвижных рам. Потому же принципу трансформации будут выполне­ны конструкции навесов над зрительными местами.

Вариант 2.
Данный вариант предусматривает не­обходимость удаления растущих в области планшета сцены деревьев. Проект сцены предусматривает два портала-трансформера, стоящих симметрично по бокам от сцены, между которыми натянут тент. При сильном ветре тент можно быстро свернуть при помощи специального механизма.

Тент, сделанный из легкого и прочного парусного кевлара, защи­щает от непогоды, а в дневное время создает тень. Во время спектак­ля тент служит для создания дополнительных световых эффектов. Порталы обеспечивают сцену необходимыми светотехничес­кими и акустическими приборами. Несущими элементами порта­лов являются трехгранные призмы из композитных материалов, облицованные зеркальными панелями и развернутые к зрителям под таким углом, чтобы создать максимальный эффект «невиди­мости». Отразив в себе окружающее пространство, зеркало органично «растворяется» в нем, создавая иллюзию отсутствия опоры. За сценой расположены выдвижные акустические панели, препятствующие распространению звука.

Зрительские места оборудованы навесом, состоящим из ком­бинированной конструкции, часть которой стационарна, а часть — «трансформируемо-выдвижная». К трансформируемо-выдвижной части относятся поперечные балки и натягиваемый на них тент, состоящий из прозрачных и полупрозрачных элементов. Продольная балка навеса также служит для размещения свето­технических приборов: фронтальный свет, световые пушки. Зрительский навес выполняется конструктивно и стилистически аналогично порталам сцены, из трехгранных призм, облицованных зеркальными панелями, позволяющими навесу визуально «раство­риться» в окружающей среде.

Журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века» № 11 (142)
Материалы по теме