+7(812) 380-25-19

Мариинка-2 в трех измерениях: финансирование, проектирование, строительство

Воскресенье, Март 1, 2009

К моменту окончания строительства новой сцене Мариинского театра предстоит стать одной из самых современных театральных площадок в мире. Театр рассчитан на 2 тысячи зрителей. По размерам он уступит лишь «Опера Бастилия» (Париж), а по оснащенности сравнится с «Ковент-Гарден» (Лондон).

О ходе строительства Мариинки −2 рас­сказал директор ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструк­ции и реставрации» Валерий ГУТОВСКИЙ.

Не повлияет ли на ход работ ми­ровой экономический кризис?

Финансирование строительства второй сцены Мариинского театра про­изводится из федерального бюджета в рамках федеральной целевой про­граммы «Культура России (2006-2011 годы)». Объем финансовых ресурсов определен правительством России на период всего строительства второй сце­ны Мариинки. И государство свои обя­зательства выполняет. Глобальный кризис не отразился на ходе строительства. Деньги выделяют­ся, работы идут по графику. Более того, как ни парадоксально это звучит, кри­зис выявил и положительные моменты. В условиях инвестиционного дефицита и значительного снижения объемов строительства не только в Санкт-Петер­бурге, но и в России и во всем мире, у Дирекции как у федерального заказчи­ка появились дополнительные рычаги влияния на подрядчиков строительства. И в части повышенных требований к ка­честву работ, и в части уменьшения сро­ков строительства, а также в выборе са­мих подрядчиков.

Что сейчас происходит на пло­щадке?

Уже хорошо заметны результаты ра­бот «нулевого цикла». Возведение объек­та идет с полной загрузкой строительных компаний, производящих работы. Гене­ральным подрядчиком является ОАО «ГСК», подрядчики — ОАО «Метрострой» и ООО «Космос СПб». Более того, мы ду­маем о том, чтобы привлечь дополнитель­ные силы. Строительство ведется по гра­фику, «непредсказуемые» петербургские грунты «подчинились» ученым и больше не мешают подземным работам. Неприят­ных сюрпризов в плане безопасности ок­ружающей застройки мы не ожидаем.

На какой стадии находятся ра­боты? Что завершено, что выполня­ется?

Сейчас полностью завершено устрой­ство вертикальной «стены в грунте» и же­лезобетонного ростверка (обвязочных ба­лок) по периметру шпунта. Проводится бетонирование основных конструкций под­земной части будущего здания театра — фундаментной плиты, перекрытий и стен. По участкам, согласно принятой техноло­гии, продолжается отрывка котлована до отметки минус 12 метров и выполнение кон­струкций подземной части здания. Установ­лены и приступили к работе два башенных крана.

Когда начнется строительство надземной части объекта?

По графику — летом 2009 года. Од­новременно со строительством надзем­ной части до конца текущего года подзем­ные работы будут полностью завершены. То есть технология, предложенная «Ленметрогипротрансом» и подтвержденная Научно-техническим консультационным советом, является единственно правиль­ной и безопасной. По разработанным гра­фикам, окончание всех работ планирует­ся летом 2011 года.

Об инженерных требованиях к со­временному оперному театру, кото­рым предстоит стать Мариинке-2, журналу рассказал Кшиштоф ПО­МОРСКИ, технический директор ОАО «КБ высотных и подземных сооруже­ний» (КБ ВиПС), генерального проек­тировщика строительства второй сце­ны Мариинского театра.

— Возведение большого оперного те­атра, каким будет вторая сцена Мариинки, — событие мирового значения. Объемно-планировочные решения объекта и параметры технологического оборудования определяются заданиями театральных служб в соответствии с их функциональными потребностями. Но­вый театр предназначен для проведения современных оперных и балетных спек­таклей любой сложности. Это, прежде всего, изолированный от внешнего шума зрительный зал на две тысячи человек, универсальная оркестровая яма, сцена, насыщенная механизмами. Но это лишь малая часть помещений театра. В состав его зрительного и презентационного комплекса входят площадки арьерсцены, репетиционной сцены и бо­ковых карманов. Транспортные и подъем­ные механизмы второй сцены начинают­ся на глубине 11 метров ниже уровня зем­ли и имеют протяженность более чем 50 метров. Презентационный комплекс по площади семь раз повторяет основную сцену, которая оснащена 16 передвижны­ми платформами. Конструкция оркестро­вой ямы позволяет трансформировать ее глубину и форму. Система занавесов раз­деляет пространство презентационного комплекса на функциональные объёмы, обеспечивая пожарную безопасность. Предусмотрена и подземная парковка на 93 машины. Автоматизированные склады мягких и жестких декораций, театрального рек­визита призваны обеспечить эффектив­ную работу персонала и удобный дос­туп к десяткам тысяч складируемых объектов. Репетиционные залы для хора на 125 человек, для артистов балета пло­щадью 730 кв.м, для оркестра и для со­ листов составляют инфраструктуру, не­обходимую для подготовки премьер и совершенствования мастерства исполнителей. Нотная библиотека, музей, столовая и другие, необходимые для жизнедеятельности театра помещения, также предусмотрены в проекте.

Здание второй сцены Мариинско­го театра можно назвать интеллекту­альным с полным на то основанием. Сверхсовременная система передачи данных интегрирует в себя компьютерную сеть более чем на 1000 абонентов, сети Wi-Fi и внутренней микросотовой связи, IP-телефонии и IP-телевидения, часофикации, видеонаблюдения, диспетчериза­ции инженерных систем и мониторинга конструкции. Интегрированная противопожарная система (включающая средства защиты, оповещения и тушения) обеспечивает безопасность людей и имущества. На случай пожара предусмотрена независи­мость второй сцены Мариинского теат­ра от системы городского водоснабже­ния. Собственные резервуары, содержа­щие тысячу тонн воды и несколько десятков тонн углекислого газа, обеспе­чивают три часа автономной работы по­жарных на объекте. В здании предусмотрены 23 пасса­жирских, грузопассажирских и грузовых лифта, системы автоматизированного удаления мусора и пыли, центральная система вентиляции и кондиционирова­ния воздуха для всех помещений. Рабо­тая над проектом, мы проверяем каждый технологический узел на соответствие высоким требованиям безопасности, функциональности и комфорта.

Журнал «Строительство и городское хозяйство» №3 (109)